Top.Mail.Ru
Что российским предпринимателям стоит копировать у китайцев? | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

ОБОЗРЕВАТЕЛЬТехнологии

Что российским предпринимателям стоит копировать у китайцев?

В переводе с китайского кризис (危机 (Wéijī)) – «опасная возможность». Это естественное состояние, в котором периодически пребывают любые системы, поэтому хорошие руководители заранее просчитывают стратегии развития компаний в такое время, понимают, как не просто сохранить, но и увеличить свою долю на рынке в период турбулентности.

Что российским предпринимателям можно «подсмотреть» у китайцев в кризис?

Иной взгляд на бизнес

Начать можно с копирования философии. Китайцы рассматривают жизнь не как 1-2-3 ближайших года, а как долгий процесс, поэтому последствия любых своих действий (особенно во время кризиса) они оценивают в долгосрочной перспективе. Не нужно постоянно думать только о выживании, если во время кризиса ты сможешь вырваться из суеты бизнеса и сосредоточиться на реально важных для бизнеса вещах, то, возможно, даже в это время сможешь сменить сферу бизнеса или освоить новый рынок. Кризис — это момент, когда человек может осознать, тем ли он занимается, нужен ли его бизнес окружающей среде, как можно изменить свое собственное восприятие мира.

Китайская философия очень хорошо применима к малому и среднему бизнесу, большинство же наших клиентов — крупные компании с оборотами более 1 млрд руб. Для них лучший выход — обозначить свои сильные и слабые стороны и максимально использовать преимущества. Крупные корпорации отлично понимают, что кризис — это время действовать. За спадом всегда следует подъем, к которому как раз и нужно готовиться. Конечно, в сегменте МСБ качественная подготовка не всегда удается, ведь если в твоей единственной лодке вдруг образуется дыра, ты бросаешь все силы на ее ремонт, здесь не до новых парусов.

Итак, давайте рассмотрим реальные идеи и находки для МСБ из Китая, которые можно и нужно применять и строить уже сейчас во время кризиса:

1. Инновации в fintech

В последнее время финансовые инновации становятся популярными по всему миру. Сейчас очень много денежных операций можно совершить с телефона, без использования кредитной карты: оплатить коммунальные платежи, покупки в магазине, вызвать такси и даже вертолет. В принципе, в современном мире я могу забыть дома кошелек и спокойно использовать только телефон. В России это пытается сделать QIWI, есть несколько аналогичных стартапов в Европе. Но, несмотря на заметные сдвиги в этом направлении, я с уверенностью говорю, что весь мир отстал от Китая. Здесь люди не пользуются кредитками, наверное, последние год-полтора. Это огромнейший рынок, большинство банков в России это понимают, некоторые игроки уже начали активно на этом поле продвигаться, например, «Тинькофф» или «Рокетбанк». Как в эту глобальную историю может вписаться малый и средний бизнес? Например, небольшая IT-компания может создать систему для любого банка.

Кроме банков тренд отказа от кредитных карт осваивают и традиционные игроки. Например, крупный завод, изготавливающий компрессионное оборудование, стал через приложение в телефоне продавать компрессоры для разных забегаловок. Это относительно дешевое оборудование, максимальная стоимость которого $2 000, присутствует в любой точке общепита. И это оборудование примерно раз в 3-4 года ломается. И вот китайцы придумали при помощи телефона продавать такое оборудование, и это действительно работающая бизнес-модель.

Отдельно стоит посмотреть, как Китай сейчас вкладывается в новый виток развития электронной коммерции. В России e-commerce развивается колоссальными темпами, даже несмотря на кризис. Люди каждый год все больше вещей покупают онлайн, через пару лет оборот интернет-торговли в России превысит триллион рублей. Здесь смело можно копировать самые успешные китайские гиганты: taobao.com, jd.com, aliexpress.com. Малый и средний бизнес вряд ли способен создать что-то подобное сейчас, но зато вполне может обслуживать такие компании, например, с точки зрения организации доставки и сервиса.

2. Логистическая система

У китайцев можно скопировать логистику внутри страны. Я живу в Шанхае, и товар из любой, даже самой отдаленной провинции Китая, доезжает до меня за 1-2 дня. В России сейчас не такой большой товаропоток между городами, но малому бизнесу уже сейчас стоит присмотреться к современным решениям, работающим в Китае. Не обязательно смотреть только на Москву. Есть крупные города, например, Екатеринбург и Челябинск, где на две области живет более 5 млн человек. В регионе много предприятий и компаний, им нужны услуги. Организовать качественную логистическую компанию можно даже внутри одного города. Конечно, это должен быть город-миллионник, в противном случае, можно быстро исчерпать потребительский спрос. А организовать быструю доставку хотя бы по своей области — это неплохая стратегия для стартапа. Именно так начинала известная в Китае логистическая компания sf.com, которая сейчас захватила всю Юго-Восточную Азию. Максимальный срок доставки товаров через них составляет 2,5 дня по всем странам ЮВА.

В России сейчас кризис? Отлично, время посмотреть вокруг. Под боком — Европа с населением в миллиард человек. В Европе, конечно, настроены определенные логистические процессы, но они были придуманы до «интернет-социального бума», и не все компании успели перевести процессы на новый лад, а некоторые не стали и считают время доставки в пять дней из Европы до России нормальным (привет, DHL). Предложите рынку какое-то современное решение и завоюйте свою долю на рынке, ведь с современными темпами роста интернет-торговли, через пять лет ниша точно будет занята другими. Пять дней уже крайне медленно, нужно доставлять день в день при заказе до 12:00. Для клиента это будет стоить всего на 50 руб. дороже, но для вас это будет +50% чистой прибыли.

3. Производственные кластеры

У Поднебесной полезно заимствовать модель создания кластерных производств. Если рассмотреть производственную цепочку, мы увидим, что любой товар создается в несколько этапов. Давайте возьмем такой высокомаржинальный продукт, как детские подгузники. Разница между стоимостью сырья в чистом виде и конечной ценой товара на полках магазинов составляет примерно 100 раз (у молока, например, не более 3 раз). Если смотреть не цепочку продаж, а цепочку производства, то для подгузников нужно примерно 10 компонентов различных полузаготовок, только половина из которых производится в России, остальные импортируются из других стран. И вообще — большинство подгузников в Россию завозятся. Так как по логистике подгузники «воздушный» товар», то его невыгодно возить, к тому же он облагается довольно большой пошлиной. Так почему бы не начать производить одну из недостающих составляющих подгузников в России? Там есть впитывающие слои, специальная химическая пропитка — все это свободные ниши для старта бизнеса.

Мы в компании периодически анализируем рынок производства в России и находим слабые звенья в разных производственных цепочках. Например, в России не принято экономить на детях, и мамы в любом случае будут покупать подгузники. Те, кто не сможет позволить себе Pampers, купит более дешевые аналоги. Стартовые инвестиции в создание производства подгузников с нуля я бы оценил в $2 млн, но изготовление более дешевого продукта на существующей линии с использованием имеющегося в стране сырья будет стоить несколько десятков тысяч долларов. И я уверен, такое производство в стране будет востребовано.

В свое время наша компания прорабатывала тематику, связанную с нетканым полотном типа spunlace, которое активно используется в медицине, зубном протезировании и при этом практически полностью отсутствует в России. Чтобы удовлетворить спрос на этот товар по всему СНГ, надо построить всего пять заводов. Любой бизнесмен знает, что выгоднее покупать товар внутри экономической зоны, чем вести его из-за границы, сталкиваясь с рядом сложностей.

В каждой промышленной цепочке существуют определенные лаги, субпродукты, которые приходится импортировать. Года два назад в России появилась идея создать кластер по производству игрушек. Мой знакомый занялся этим бизнесом пять лет назад: он привозил игрушечные шкурки из Китая, а на месте занимался набивкой и сборкой. Сейчас он масштабировался до предприятия со штатом в 100 сотрудников, и теперь они сами закупают ткани для этих шкурок. С экономической точки зрения это выгоднее, чем прямой импорт шкурок. И сегодня эта ниша до сих пор свободна: в России продается огромное количество игрушек, это рынок в несколько сотен миллиардов рублей. Но при этом более 80% товаров — импортные. Почему бы не производить игрушки у себя в стране? Конечно, есть ряд проблем: не умеют делать пуговицы, нитки и т д., но если открыть свое небольшое производство, которое это будет разрабатывать, постепенно, перетягивая одеяло на себя, почему бы и нет? Это реальная ниша для развития малого бизнеса. И кризис самое время, чтобы об этом подумать.

Сейчас для запуска производства просто идеальное время. В России по сравнению с Поднебесной льготные тарифы на газ и электроэнергию. К тому же сейчас подешевела рабочая сила: средняя зарплата отечественного рабочего из-за ослабления курса рубля стала ниже, чем в Китае ($500).

По пути постепенного развития промышленности шел и Китай. В 70-х годах прошлого столетия здесь практически ничего не было, китайцы начали с маленьких семейных производств, самые успешные из которых активно развились и переросли в большие мировые империи. Вот вам философия долгосрочного планирования в действии. А многие молодые бизнесмены живут сегодняшним днем, желая потратить свой первый заработанный миллион на машину. Но автомобиль не создаст большой ценности в будущем, лучше вложить эти деньги в развитие компании, хотя бы первый миллион.

Антикризисные стратегии

Многие наши бизнес-партнеры из Китая имеют клиентов в России и Латинской Америке, где сейчас тоже разразился сильный кризис. Какая у них стратегия? Во-первых, они начали искать клиентов в других странах, особенно сейчас популярно африканское направление. В Африке большое население, и среди них есть люди, которым нужны товары, услуги, сервис. Почему мы в России не можем поставлять товары африканцам?

Во-вторых, начались «чистки» российской клиентской базы. Крупные производители отказались от помощи мелким предприятиям и оставили в портфолио только солидных заказчиков. С другой стороны, более лояльными к МСБ стали их китайские коллеги, владеющие небольшими компаниями и фабриками: они, наоборот, охотнее идут на уступки российским заказчикам. Например, если раньше небольшие фабрики могли отказываться от заказов по причине низкой цены, то теперь они начали производить более дешевые товары, заточенные на наш рынок.

Это две разные стратегии, которые потенциально могут иметь успех. Крупные игроки после кризиса останутся с крупными клиентами, которые очень быстро нарастят свои обороты, а средние фабрики Китая, вложившись в 100 клиентов, в итоге получат как минимум пять компаний, которые впоследствии станут крупными корпорациями и поднимут их на новый уровень.

Примерно так же стоит действовать бизнесу в России: если у тебя крупный бизнес — инвестируй в него еще больше, захватывай долю рынка. Если ты маленькая компания, окруженная большими конкурентами, то лучше сменить нишу или заняться тем, чего еще в принципе нет в России. Или, не меняя ниши, вкладывать в мелких клиентов. Из них пять точно переживут кризис и станут вашими «золотыми клиентами», так как вы вместе подниметесь после кризиса.

Что касается антикризисных стратегий на государственном уровне, то китайцы очень выборочно поддержали некоторые отрасли во время последнего кризиса 2008-2009 годов в Китае. Удивительно, но, например, металлургия потеряла государственную поддержку, хотя Китай — мировой лидер по производству металла. После кризиса здесь выжили самые крупные предприятия, остальные обанкротились.

Зато правительство широко поддержало зеленые технологии, IT, строительство скоростных железных дорог. И посмотрите, каких успехов стране удалось достичь: сегодня совокупная длина скоростных железных дорог во всем мире в два раза меньше, чем в Поднебесной. И это менее чем за 10 лет! Знаете, когда китайцы обещают, что по их скоростной дороге можно будет за день добраться до Москвы, я склонен им верить: им этот поезд нужен как никому, они на нем доедут до Европы.

Константин Бушуев, сооснователь и директор компании XiaoLong Group

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *