X

Почему письмо от руки может сделать вас умнее

Результаты удивительных исследований объясняют, почему нам лучше отказаться от использования клавиатуры. Автор — доктор философии Уильям Р. Клемм, старший профессор неврологии Техасского университета.

Дети всё чаще пишут, используя клавиатуру, потому что они не умеют писать прописью, или потому что их почерк не разборчив. У меня есть внук, учащийся средней школы, которому сложно прочесть свои собственные записи. Бабушки и дедушки могут столкнуться с тем, что их внуки даже не смогут прочесть оставленные для них записки.

Когда мы, взрослые, посещали школу, первое, чему мы научились, — писать заглавные и строчные буквы, затем слова, предложения, параграфы и сочинения. Некоторым из нас посчастливилось посещать уроки чистописания, где мы научились красиво и разборчиво писать. Сегодня в нашей жизни присутствует клавиатура.

Письмо — важный инструмент когнитивного развития

Вместе с тем учёные обнаружили, что письмо является важным инструментом когнитивного развития, особенно при обучении мозга «функциональной специализации» [1], т. е. способности к оптимальной эффективности. При изучении письма мозг развивает функциональную специализацию, которая объединяет ощущения, моторику и мышление. Благодаря изучению изображений головного мозга было обнаружено, что во время написания букв активируются сразу несколько областей мозга, в отличие от письма с использованием клавиатуры или просто визуальной практики.

Также обнаружен дополнительный положительный эффект в развитии навыков мышления, используемых при чтении и письме. Чтобы писать разборчивым почерком, требуется точный контроль моторики пальцев. Вы должны быть внимательны и думать над тем, что и как вы делаете. Вы должны практиковаться. Исследования мозга показывают, что письмо активизирует те участки мозга, которые не задействованы в процессе использования клавиатуры.

Письмо от руки даёт нам целый ряд преимуществ просто за счёт самостоятельного написания букв. В ходе одного из исследований Университета штата Индиана [2] учёные провели сканирование мозга детей в возрасте до 5 лет до и после их обучения письму с применением различных методов.

Нейронная активность выше

У детей, которые писали от руки, нейронная активность была гораздо выше, чем у тех, кто просто смотрел на буквы. Связанные между собой области мозга, которые активируются во время чтения, также активировались во время письма от руки, но не во время набора текста. Это исследование также продемонстрировало, что написание букв в значимом контексте, а не просто их изображение, активирует гораздо большее количество областей в обоих полушариях мозга.

При обучении письму от руки, даже если это печатные буквы, мозг должен научиться следующему:

  1. Расположить каждый штрих относительно других штрихов.
  2. Изучить и запомнить размер, единый наклон и детальные характерные особенности каждой буквы.
  3. Развить навыки категоризации.

Письмо, по сравнению с печатью, гораздо полезнее, так как в процессе его используются более сложные движения, буквы не столь стандартны, а необходимость визуального распознавания способствуют появлению более широкого спектра образа букв. Кроме того, письмо быстрее и с большей вероятностью вовлекает учащихся в деятельность, обеспечивая чувство индивидуального стиля и сопричастности.

Уникальная связь руки с мозгом

Другие исследования подчеркивают уникальные связи руки с мозгом, когда речь идёт о выражении мыслей и идей. Вирджиния Бернингер, профессор Вашингтонского университета, сообщила о своем исследовании учащихся вторых, четвертых и шестых классов, которое показало, что при написании сочинений от руки они используют большее количество слов, делают это быстрее и выражают больше мыслей, чем в случае использования клавиатуры [3].

Существует целая область исследований, известная как «гаптическое восприятие», под которой подразумевается взаимодействие осязания, движений рук и функций мозга. [4] Письмо помогает мозгу интегрировать визуальную и тактильную информацию, а также мелкую моторику. Школьные системы, движимые плохо информированными идеологами и федеральным мандатом, всё больше ориентируются на тестирование знаний в ущерб развития способностей для получения знаний.

Положительный эффект для развития мозга схож с пользой, получаемой от обучения игре на музыкальном инструменте. Не каждый может позволить себе уроки музыки, но у каждого есть доступ к карандашу и бумаге.

Не каждый может позволить себе приобрести детям компьютер, но, может быть, эти дети не такие уж и обделённые, как мы думаем.

Письмо пока ещё с нами. Мы должны настаивать на том, чтобы оно присутствовало в наших школах.

.

Упомянутые исследования:

[1] Джеймс, Карин Х., Этвуд, Тея П. (2009). Роль сенсомоторного обучения в восприятии буквоподобных форм: отслеживание причин нейрональной специализации для букв.Когнитивная нейропсихология. 26 (1), 91-100.

[2] Джеймс К.Х. и Энгельгардт Л. (2013). Влияние опыта почерка на функциональное развитие мозга у детей, не имеющих грамотности. Тенденции в нейронауке и образовании. Статья в прессе.

[3] Бернингер, В. «Навыки письма, основанные на фактических данных, пригодные для развития K – 5: Обучение орфографической петле рабочей памяти для написания писем, чтобы развивающиеся писатели могли произносить слова и выражать идеи». Представлено на почерке в XXI веке ?: Образовательный саммит, Вашингтон, округ Колумбия, 23 января 2012 г. 

[4] Mangen A. и Velay J. –L. (2010). Оцифровка грамотности: размышления о тактике письма. В авансах в гаптике, отредактированной М.Х. Заде.

Больше интересного:

jk journal: