5 запретных мест в океане, куда не заплывают подводные лодки
Представьте: вы — капитан новейшей подводной лодки, способной скрываться на стометровых глубинах. Вас не пугают ни шторм, ни морская пучина, ни темнота, которая поглощает весь свет, как черная дыра.
Но вдруг приборы начинают сходить с ума. Лодка не слушается команд, словно кто-то — или что-то — тянет её вниз. Океанский монстр? Подводный водопад, мощнее Ниагары? Или секретная зона, где исчезают даже субмарины?
Есть в океане места, куда не заходят даже самые современные подлодки. Не потому, что не хотят. А потому, что назад оттуда не возвращаются.
Добро пожаловать в самые запретные точки мирового океана.
Подводные лодки — одни из самых технологически совершенных машин. Но даже они тут бессильны. Итог всегда один — эти точки остаются белыми пятнами на карте военных флотов.
Датский пролив – подводный водопад, который поглотит любую субмарину
Между Исландией и Гренландией притаилась одна из самых коварных природных аномалий — подводный водопад, крупнейший в мире. Его высота — 3,5 километра, а скорость падения воды — 2 км/ч.
Несмотря на низкую скорость, подводный водопад в Датском проливе перемещает огромные объемы воды — около 3,2 миллиона кубических метров в секунду, что значительно превышает расход воды Ниагарского водопада.
Этот водопад существует не на поверхности, а глубоко под водой, в самом сердце Датского пролива. Там сталкиваются ледяные арктические воды и более теплые атлантические течения, образуя мощный нисходящий поток.
Почему это место смертельно опасно для подводных лодок?
Подводный водопад невидим глазу, но его мощь невозможно переоценить. Даже самые современные субмарины предпочитают обходить его стороной, ведь если лодку унесет вниз — спасения не будет.
Вторая причина — политическая. В 1950-х годах США разместили в этом районе систему подводного наблюдения SOSUS, и хотя сейчас ее активность снижена, стратегическое значение пролива остается высоким.
Пролив Дрейка
Представим, что ваша подлодка движется сквозь ледяные воды. Вдруг что-то толкает её вверх. Сильнее, сильнее… Через секунду вас выносит на поверхность прямо в 15-метровую волну. Вас разрывает на части. Добро пожаловать в Пролив Дрейка.
Его называют южным кошмаром. Это узкий проход между Южной Америкой и Антарктидой, через который проходит самое сильное течение в мире — Антарктическое циркумполярное. Оно перекачивает гигантские объемы воды, создавая чудовищные волны.
Собственно, эти гигантские волны по 15 метров в высоту и есть главная проблема.
Думаете, раз подлодка под водой, волны ей не страшны? Еще как страшны!
Мощные восходящие потоки, создаваемые гигантскими волнами, могут вытолкнуть подводную лодку на поверхность, даже если она находится на глубине. А удар гигантской волны также создает давление на корпус (не каждая подлодка выдержит) и ломает оборудование. Все внешние устройства — перископы, антенны, шноркели, которые необходимы для нормального функционирования субмарины, сломаются.
Добавим к этому хаотичные течения в проливе Дрейка. Они сбивают подлодки с курса, делая управление практически невозможным.
Плюс здесь очень сложный рельеф дна. Именно эти подводные хребты и впадины создают непредсказуемые течения, которые могут унести судно в смертельную западню.
Моряки называют этот пролив «Проклятием навигаторов».
Мыс Горн – ад для мореплавателей
Продолжаем историю с проливом Дрейка. Если у ада есть свой локальный внутренний ад, то он — именно здесь.
Район вокруг мыса Горн у южных берегов Южной Америки по праву считается одним из самых суровых мест на планете. Здесь бушуют ветра, достигающие 200 км/ч, высота волн часто превышает 10 метров, а погода может измениться за считанные минуты.
Что делает этот район столь опасным?
Штормы, от которых не спрятаться. Это один из самых ветреных уголков Земли, где ураганные ветры создают хаотичные гигантские волны. А по предыдущей главе мы помним, что большие волны — это плохо.
Здесь сходятся Тихий и Атлантический океаны, образуя водовороты и мощные течения. Здесь рядом нет островов, бухт или естественных барьеров, способных снизить силу волн.
Даже надводные суда с трудом проходят этот участок. Подводные же лодки сталкиваются с еще одной проблемой — изменением давления из-за сильных течений. Малейшая ошибка, и судно может уйти слишком глубоко или всплыть в разгар шторма.
Норвежские фьорды – природная ловушка для подлодок
На первый взгляд, норвежские фьорды — это идеальные укрытия для подводных лодок. Глубокие, узкие, скрытые от радаров. Но есть одна проблема: эти места таят в себе природные капканы, которых нет больше нигде в мире.
Что делает фьорды опасными?
Смешение пресной и соленой воды. Оно сбивает с толку гидролокаторы, делая работу сонаров практически невозможной.
Необычная акустика. Из-за сложной структуры фьордов звуковые волны отражаются хаотично, мешая навигации.
Гражданский трафик. Норвежские воды активно используются торговым флотом, что делает подводную деятельность опасной и заметной.
Даже самые современные субмарины предпочитают не заходить в эти воды без крайней необходимости.
Точка Немо – самая одинокая точка планеты
В южной части Тихого океана, на тысячу миль вокруг нет ни клочка суши. Именно здесь находится точка Немо — океанский полюс недоступности. Она расположена так далеко от любой земли, что ближайшие люди — это космонавты на борту Международной космической станции, пролетающие над этим местом на высоте 400 километров.
Почему подводные лодки избегают этого места?
0 стратегической важности. Да просто нет там ничего интересного ни для одной страны. Здесь нечего патрулировать и некого шпионить.
Далеко для снабжения. Любая авария превратится в смертный приговор. Подводная лодка, застрявшая в этом районе, останется без малейшей надежды на спасение.
Кладбище космических кораблей. Именно сюда страны мира отправляют умирать спутники и орбитальные станции. Десятки тонн космического мусора упали на дно этого района, превращая его в гигантское захоронение технологий.
Где еще подводные лодки не могут плавать
Конечно, этими местами всё не ограничивается. Они просто самые характерные и известные географические точки. Но есть и ряд общих принципов, которым следуют подводные лодки, обходя опасные или запретные по политическим причинам районы.
Недоступные глубины
У подлодок есть физические ограничения. Большинство субмарин просто не могут безопасно погружаться на экстремальные глубины.
Главный фактор ограничения глубины — прочность корпуса. Чем глубже — тем выше давление. На каждые 10 метров погружения давление возрастает на одну атмосферу. Корпус должен выдерживать это колоссальное давление без деформаций и разрушения.
Средние цифры по глубине выглядят скромно. Большинство современных военных подводных лодок погружаются лишь 250-400 метров. Особо продвинутые — на 600.
Рекордное погружение советской атомной подлодки «Комсомолец» на глубину 1027 метров стало возможным благодаря титановому корпусу.
Но это всего лишь — километр.
А теперь представьте — средняя глубина мирового океана 3711 метров. Ключевое слово здесь — «средняя». Именно поэтому и любят говорить, что человечество практически не освоило мировой океан. Плавает лишь на поверхности.
Кроме корпуса многие механизмы на подлодке просто не расчитаны на экстремальную глубину. Именно поэтому такие места, как Марианская впадина, остаются вне досягаемости для подлодок.
Запреты политические
В некоторых частях мирового океана устанавливаются запретные для плавания зоны. Эти зоны устанавливаются государствами и международными организациями по разным причинам:
Безопасность судоходства. В некоторых районах высока концентрация морского трафика и риски столкновения подлодок крайне велики.
Охрана государственных интересов. Военные объекты и стратегически важные места.
Защита окружающей среды. В особо уязвимых экосистемах запрещено любое судоходство, чтобы избежать разрушения морской среды.
Эти зоны четко обозначены на навигационных картах, а их границы публикуются в специальных извещениях для мореплавателей.
Эти запретные зоны — не просто опасные точки на карте. Это напоминание о том, что океан больше, сильнее и древнее нас. Мы думаем, что управляем технологиями, но в этих местах природа диктует свои правила.
Больше интересного:
- 10 интересных фактов о морях и океанах
- Как мореплавателям удавалось ориентироваться в древности на море
- Водятся ли в Абхазии акулы и что нужно знать отдыхающим?
- Миграция золотых скатов
- 7 загадочных островов Испании