Top.Mail.Ru
Применяется ли закон «О защите прав потребителей» на покупки в зарубежных интернет-магазинах | Журнал "JK" Джей Кей

Применяется ли закон «О защите прав потребителей» на покупки в зарубежных интернет-магазинах

Действующий российский закон «О защите прав потребителей» (также известный как ЗОЗПП) даже по европейским меркам является весьма проработанным.

Однако если с применением закона к российским магазинам всё понятно, то с зарубежными интернет-магазинами возникают вопросы. Кто-то говорит, что наш закон и на них действует, другие же уверены в обратном. Разбираемся, как на самом деле.

Так действует или нет?

Подробные разъяснения по этому вопросу дал недавно Верховный Суд (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. № 34-КГ20-6-К3).

Если кратко — да, наш закон действует и на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Но не во всех случаях, а только в следующих.

1. Сайт иностранного магазина явно ориентирован на российского покупателя.

К таким признакам, к примеру, относятся:

  • одним из языков сайта является русский;
  • есть цены в рублях;
  • есть контактные данные для связи с русскоязычной службой поддержки (телефоны с российскими кодами и т. д.).

Перечень признаков примерный — в каждом спорном случае суд должен сам определить, является ли сайт направленным на российских потребителей или нет.

2. Магазин ведёт деятельность в России.

Даже если у магазина на сайте нет русского языка, цен в рублях, поддержки и т. д., явным признаком того, что интернет-магазин ведёт деятельность в России, будут:

  • есть представительство в нашей стране (офис);
  • есть доставка в Россию.

В таких случаях наш закон тоже распространяется.

3. Магазин размещает рекламу для российских пользователей.

Бывает так, что интернет-магазин для россиян вроде бы не предназначен, цены в иностранной валюте, представительства в стране магазин не имеет, но рекламу размещает.

Вы видите в российском сегменте интернета рекламу, переходите на сайт и успешно делаете заказ. В этом случае наш ЗОЗПП на вашу покупку также распространяется.

Во многих интернет-магазинах есть раздел, где сказано, что к отношениям между покупателем и продавцом применяется законы того государства, где магазин зарегистрирован. Но в вышеперечисленных случаях это примечание не имеет силы.

Насколько полно действует закон

Полностью.

К примеру, у покупателя есть право не только вернуть товар или требовать гарантийного ремонта, но и заявить штраф в размере 50% стоимости товаров или услуг в случае, если магазин отказался исполнять ваши требования добровольно (п. 5 ст. 13 ЗОЗПП).

Выбирать суд можно по своему усмотрению — п. ст. 17 ЗОЗПП даёт потребителю прав обращаться в суд по месту жительства.

А что с обычными магазинами и услугами?

При выполнении вышеизложенных условий, закон «О защите прав потребителей» применяется не только к покупкам в интернет-магазинах, но и в обычных магазинах, а также при оказании услуг.

Например, в вышеназванном определении Верховный Суд рассматривал дело россиянки, которая поехала в Беларусь лечить зубы, увидев рекламу местной клиники в Интернете. Услугу там оказали некачественно, в результате чего клиентка обратилась в российский суд. ВС признал, что это было правомерно и так делать можно.

 

Загрузка...
Loading...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *