Top.Mail.Ru
Почему католические священники не носят бороду | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

Интересно знатьКРУГОЗОР

Почему католические священники не носят бороду

Католические священники и монахи, в отличие от православных собратьев, не имеют больших бород. Если у них есть борода, то, как правило, она маленькая. Почему так произошло?

Почему католические священники не носят бороду

Древние иудеи, как и прочие восточные народы, носили бороду, потому что она была обязательным атрибутом мужчин и правило ее ношения закреплялось священными текстами.

Что сказано в Библии

В Ветхом Завете сказано, что отрезанные бороды являются признаком траура, об этом написано в «Книге пророка Иеремии»:

«Все головы острижены, все бороды сбриты; на всех руках порезы, и одеты они в рубище.

Иеремия 48:37».

В книге «Левит» описан запрет на срезание бороды:

«Не срезайте волос на висках и не стригите края бороды.

Левит 19:27»

История католической борьбы с бородой

В греко-римском мире было модно брить бороду, это можно увидеть по бюстам правителей и полководцев. После 2 века со времен императора Адриана борода стала привычным атрибутом мужчин. Поэтому нельзя сказать, что какая-либо нехристианская культура повлияла на представления христиан по вопросу ношения бороды.

Безбородый Иисус. Мозаика 5 века, Италия.
Безбородый Иисус. Мозаика 5 века, Италия.

В первые века христианства Иисус Христос и его апостолы изображались с бородой, но были исключения. Климент Александрийский, живший в период 2-3 веков, утверждал, что христиане должны носить бороду. Возможно, его постановления оказали на восточных христиан определяющее значение. Тем более они находились ближе к Востоку.

У католиков сложилась иная традиция. Иероним Стридонский, создатель канонического латинского перевода Библии, утверждал, что необходимо следить за бородой. В 397 году прошел Четвертый Карфагенский собор, постановления которого были особенно актуальны для Римской церкви. На соборе приняли каноническое правило «Clericus nec comam nutriat nec barbam», что переводится как «священнослужитель не должен отращивать волосы и бороду».

Подобная практика распространялась повсеместно на Западе и была одним из главных предметов для упреков со стороны греческой церкви со времен патриарха Фотия. Некоторые латинские богословы осуждали прения восточных и западных христиан по вопросу ношения бороды, среди таких был франкский монах Ратрамн из Корби, живший в 9 веке.

Одни из самых популярных католических святых: святой Игнатий Лойола, святой Франциск Ассизский, святой Доминик. Все трое стали основателями монашеских орденов.
Одни из самых популярных католических святых: святой Игнатий Лойола, святой Франциск Ассизский, святой Доминик. Все трое стали основателями монашеских орденов.

Однако католики довольно серьезно относились к ношению бороды среди священников. Так, в 1119 году на Тулузском соборе вышел указ, согласно которому все клирики, носившие большие бороды, могли быть отлучены от церкви, ибо негоже уподобляться мирянам с их длинными волосами и бородами. Позже римский папа Александр Третий ужесточил правило тем, чтобы священников силой постригали в случае сопротивления.

Бороду рассматривали как символ грехов. Чем длиннее борода, тем больше грехов. Постриг символизировал «срезание пороков и страстей», которые излишни для монашествующих. Так, бритье бороды у католиков стало означать акт смирения и невинности, дабы монахи походили на ангелов.

В 16 веке тезис «Clericus nec comam nutriat nec barbam» стали понимать более пространно. Некоторые видели в нем не призыв сбривать бороду полностью, но рекомендацию следить за своей бородой, чтобы она не была слишком длинной. Новая интерпретация привела к тому, что восемь римских пап 16 века носили бороду: Юлий Второй, Климент Седьмой, Павел Третий, Юлий Третий, Марцел Второй, Павел Четвертый, Пий Четвертый, Пий Пятый.

Юлий Второй, Климент Седьмой, Пий Пятый
Юлий Второй, Климент Седьмой, Пий Пятый

Однако дальнейшие церковные постановления снова стали осуждать бороду. На этот раз обосновывали тем, что священники не должны походить на военных людей и не должны позволять волосам на верхней губе препятствовать попаданию евхаристического вина в рот. Причиной ужесточения норм стала Контрреформация, боровшаяся с протестантскими учениями. Особенно выделился кардинал Карло Барромео, призвавший вернуться к канонам.

С либерализацией и расширением католической ойкумены церковь изменила отношение к бороде. Теперь не существует письменных правил, что носить бороду запрещено. Многие клирики носят бороду, чаще всего коротко постриженную. Есть католические ордена, где ношение больших бород даже приветствуется. Греко-католические церкви носят бороду по православному образцу, и никого это не смущает.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *