Чартер или регулярный рейс — какой выбрать?
Чартерные и регулярные рейсы – в чем отличие? Действительно ли чартеры дешевле? И в чем основная выгода для туристов в том или ином случае? Давайте разберемся!
Регулярные рейсы: как поезд – по расписанию
Все привыкли к поездам, курсирующим по заранее заявленному времени. Так работают и регулярные рейсы, которые организовывают крупные авиакомпании по четкому расписанию. Такой самолет полетит, даже если на борту окажется один-единственный пассажир. Однако, как и у любого общественного транспорта, задержки и здесь возможны – из-за форс-мажорных обстоятельств.
Обратите внимание, что для регулярных рейсов устанавливается не только расписание, но и унифицированный стандарт обслуживания – это имидж и способ удержания клиентов. Это заметно по сервису – выбирая перелет авиакомпании, вы точно знаете, чего ожидать.
У регулярного рейса плюсы следующие:
- перелет организовывают известные авиакомпании, строго контролирующие качество сервиса: Аэрофлот, S7, Победа;
- большой выбор рейсов по времени (есть возможность выбрать наиболее удобное);
- тариф с багажом предполагает полноценный чемодан (23 кг);
- бесплатный выбор мест;
- бесплатно кормят во время полета (легкий перекус и напитки);
- интерактив на индивидуальном экране (кино, музыка, игры);
- выдают пледы, подушки;
- специальное меню и подарки для детей;
- накапливаются мили и бонусы – это скидки на следующие полеты.
Но есть один нюанс: по некоторым направлениям регулярных рейсов просто нет. В основном, речь о морском отдыхе – прежде всего, об островах, экзотических направлениях. Например, на остров Фукуок во Вьетнам регулярных перелетов нет – исключительно чартер.
Чартеры: бонусы и подводные камни
Чартеры «свободны» в принятии решения о времени вылета, ведь, по сути, они выполняют роль воздушного такси. Это отображено даже в переводе слова: «чартер» — это «хартия», «договор». Арендовать такой самолет может каждый – например, если захотелось полететь на Сейшелы. Но страшно подумать, сколько это будет стоить.
Именно потому чартеры заказывают крупные компании – туроператоры. Да и направления обычно массовые, куда стремится турпоток: Турция , Греция , Таиланд , Вьетнам .
Неровное расписание – особенность чартеров. Четким расписанием чартерные рейсы похвастаться не могут, но для самолета определено время, в течение которого он должен вылететь – за этим следят Ростуризм и Росавиация. Кстати, с 2018 года ввели режимы по пунктуальности: если авиакомпания задерживает более чем на 2 часа 10% рейсов, полетные программы для нее ограничивают.
Другие нюансы:
- у чартеров не самое удобное время вылета (ночь/раннее утро) – в свободное «окно» между регулярными вылетами;
- выбор места в салоне – платный (чаще всего);
- обычно расстояния между креслами небольшие;
- ограничены возможности по замене даты путешествия или маршрута;
- мили не накапливаются, акции не действуют (даже если есть бонусная карта авиакомпании).
Да и чартеры тоже разные бывают – отличаются собственники и бизнес-модели. Есть туристические компании с собственным парком, чартерные перевозчики вроде Royal flight или Nordwind, регулярные перевозчики – используют свой парк для чартерных рейсов. У «Трансаэро», к примеру, нерегулярные перелеты занимают треть от всего объема работ. Но крупные компании неохотно занимаются чартерами: есть летний и зимний сезон, а между ними – большие перерывы (кроме праздников). И непонятно, что делать с парком.
Где на самом деле дешевле: сравним детали
Туроператоры зашивают в турпакет чартерный рейс, ведь он дешевле. На коротких маршрутах – на 30-50%, чем регулярный рейс. Правда, при этом они ужимают набор услуг – просто так билет в 2 раза меньше стоить не может, хоть об этом и легко забыть. Это видно и по компоновке салона – в нем стараются установить как можно больше кресел, расстояние между рядами небольшое. Затрагивается и питание: например, в 2019 году крупнейший чартер Azur Air ради сохранения цен на авиабилеты перестал кормить пассажиров на рейсах длительностью до 5 часов – стали предоставлять только напитки и воду.