Top.Mail.Ru
Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

Интересно знать

Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка»

Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», проект строительство которого проходило в 1947-1953 гг. Современное название этого пути — трансполярная магистраль. Проект железнодорожного пути от берегов Баренцева моря до Охотского моря и Чукотки. Вообще сама задумка магистрали приходится на 1928 год, тогда она носила название Великий Северный железнодорожный путь, а соединялась со всей сетью страны Печорской железной дорогой.

Начало дорога берет за Северным полярным кругом на станции Чум, пересекает Полярный Урал на участке «Елецкий — Харп», работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок «Ермаково — Игарка» также находился за Полярным кругом.

Предварительные расчеты на строительство дороги не были произведены в должном объеме, т.к. цели и задачи строительства не были четко определены. Всю работу по строительству выполняли заключенные, поэтому качество укладки полотна было отвратительным. Строительство началось в 1947 году. На сооружении дороги работало около 80 000 человек. В этом же году было запланировано строительство порта на мысе Каменном. Для этого требовалось построить туда железную дорогу от Печорской магистрали, в итоге стройка дороги и порта проходила одновременно. Вообще вся стройка велась в отсутствие проекта по причине крайне малого срока, отведённого на сдачу дороги. Работа в основном проводилась заключенными, поэтому одновременно с отсыпанием дороги строились лагерные пункты вдоль всего предполагаемого пути, сам проект корректировался на ходу. В апреле 1947 года Совет Министров СССР обязал МВД начинать строительство морского порта на мысе Каменный, жилого посёлка и судоремонтного завода, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту.

К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги и расположенного на противоположном берегу Салехарда. Что давало транспортный выход в Иртышский бассейн. За 1947—1949 гг. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в посёлках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс-Каменный. Заключённые соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). В начале 1949-го выяснилось, что по акватории Обской губы не пройти океанским судам из-за мелководья, а углубить гавань невозможно по причине природных особенностей дна. В итоге в 1949 году полностью отказались от строительства порта на Мысе Каменный и прокладки железной дороги к нему.

Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», изображение №2

В 1948—1949 гг. основные строительные силы были перенесены на строительство ветки «Чум — Лабытнанги». Но от самой идеи создания заполярного порта на трассе Северо-морского пути так и не отказались. За работу взялась целая комиссия, которая должна была найти новое место для строительства порта и судоремонтного завода. В итоге комиссией было принято решение выполнить строительство порта в районе Игарки, а для этого требовалось продолжить линию «Чум-Лабытнанги» на восток до поселка Ермаково на левом берегу Енисея. Игарский порт на правом берегу Енисея и будущий Ермаковский на противоположном берегу были бы примерно одинаково доступны для речных судов и крупного морского транспорта. Если железная дорога будет выходить на слияние морских и речных путей, то появится возможность создания крупного транспортного узла. Экономически этот проект был более выгоден, чем предыдущий (северный). Развитие линии в восточном направлении создавало реальные предпосылки для установления надёжной транспортной связи северо-восточных районов Сибири с индустриальными центрами страны, для развития Норильского горно-металлургического комбината.

Постановлением Совета Министров СССР в 29 января 1949 г. было окончательно установлено место строительства порта Игарке, всвязи с этим и появилось новое направление: «Салехард-Игарка». 29 января 1949 г. можно считать началом нового этапа возведения железной дороги «Чум-Салехард-Игарка» так как проект железной дороги принял новое направление. После смерти Сталина в 1953 году министром МВД Л.П. Берия была объявлена массовая амнистия. В Советском Союзе было амнистировано более 1 000 000 осужденных большая часть которых принимала участие в строительстве железной дороги. А уже 25 марта 1953 года правительством было принято решение об остановке строительства. С тех пор она имеет статус заброшенной. Фотографии железной дороги «Чум — Салехард — Игарка» в наши дни:

Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», изображение №3
Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», изображение №4
Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», изображение №5
Недостроенная и заброшенная Железная дорога «Чум — Салехард — Игарка», изображение №6
1 из 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *