Top.Mail.Ru
«Никто не хочет уехать, чтобы умереть»: как пандемия изменила традицию зимовать на островах и сколько теперь это стоит | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

ОБОЗРЕВАТЕЛЬОбщество

«Никто не хочет уехать, чтобы умереть»: как пандемия изменила традицию зимовать на островах и сколько теперь это стоит

Тысячи предпринимателей, менеджеров и фрилансеров каждую зиму улетают из России, чтобы переждать «слякотный сезон» на берегу океана. Но пандемия поставила их планы под угрозу: закрытые границы, обязательный карантин, взлетевший курс валют сделали это предприятие дорогим и сложным. Forbes поговорил с «зимовщиками», которые полетят на острова, несмотря ни на что, и узнал, зачем им это и сколько будет стоить.

Взять билет в один конец, загранпаспорт, ноутбук и сменить унылый серый пейзаж за окном хрущевки на берег океана — каждую зиму так поступали тысячи российских предпринимателей и менеджеров, уезжая пережидать «самые противные месяцы» в Таиланд, на Бали или в другие теплые страны. «Уезжали, в основном, маркетологи любого уровня, много программистов, менеджеры и все, чья работа связана с контентом, — журналисты, редакторы», — говорит HR-специалист Алена Владимирская, основательница «Лаборатории карьеры Алены Владимирской». Собираться на зимовку начинали, «как птицы, с сентября-октября», договариваясь об удаленном режиме работы, или даже увольняясь и переходя ради этого на фриланс, говорит Владимирская.

Но 2020 год внес серьезные коррективы в традицию ежегодной миграции «белых воротничков». Проблемы с въездом в курортные страны, необходимость получать специальную визу, оформлять расширенную страховку и делать тесты ПЦР серьезно сократят количество «зимовщиков», прогнозируют опрошенные Forbes владельцы турагентств: они ожидают падения потока таких туристов на 80-90%. С этой оценкой согласна Майя Ломидзе из АТОР: если в предшествующие пандемии несколько лет на зимовку ежегодно отправлялись около 200 000 россиян, сейчас их число в разы меньше. «И дело даже не в транспортных сложностях. В тех странах, где зимуют наши граждане, медицина далека от совершенства», — считает Ломидзе. «Уровень медицины в традиционных для зимовки локациях начинает вызывать вопросы. Никто не хочет уехать, чтобы умереть», — соглашается Алена Владимирская. Останавливает путешественников и резкий рост курса валют. «Зарплаты не индексировали и индексировать не будут. Это раньше ты мог приехать во Вьетнам и половину Вьетнама купить. Сейчас все иначе», — добавляет HR-специалист.

Необходимые для поездки документы и справки зависят от конкретной страны — полный их перечень лучше проверить непосредственно перед планированием поездки на сайте Федерального агентства по туризму. Вам может понадобиться справка об отсутствии коронавируса – отрицательный ПЦР-тест, сделанный за 92 или 72 часа до поездки, заполненная анкета с персональными данными, информацией о поездке и состоянии здоровья (выдается в самолете), медицинская страховка, покрывающая ущерб на случай лечения COVID-19. По прилету в Россию необходимо в течение трёх дней сделать тест на коронавирус и загрузить результаты в личный кабинет на сайте Госуслуг, отмечает представитель сервиса для организации путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.

По данным сервисов для планирования путешествий OneTwoTrip и Aviasales, чаще всего россияне предпочитают зимовать в Таиланде, Индонезии, Вьетнаме, Индии и на Шри-Ланке, реже — в США, Испании, Коста-Рике и Мексике (точных данных о количестве купленных по этим направлениям билетов сервисы не раскрывают). Большинство этих стран сейчас не принимает российских граждан по туристическим визам из-за эпидемиологической ситуации, исключения — США, Мексика, а также менее популярная, но тоже подходящая по погодным условиям Куба.

В остальные популярные, но пока что закрытые страны можно попасть на четырех основаниях: по официальному приглашению родственников, с целью обучения, лечения или работы, говорит Ломидзе из АТОР. «Самая востребованная возможность уехать — это оформить рабочую визу и вообще рабочее пребывание. Добираться в большинстве случаев придется на перекладных», – добавляет эксперт. Поэтому организация зимовки в 2020 году будет стоить минимум в 2-3 раза дороже, чем в прошлые годы.

«Главная трудность и основной челлендж для меня — это, если честно, кубинский ром! А значит, испытание для силы воли, чтобы в нем, например, не утонуть», – признается Виталий Сотников, основатель стартапов «Рыбашаг» (производство тапочек в форме рыб) и Watchout!AI (аналитика рекламы в интернете), который планирует провести грядущую зиму на Кубе. К теплу и рому его тянет желание спастись от холодов, сменить обстановку и заняться творчеством. «Москва для меня — это лучший фреймворк для работы, бизнеса, новых знакомств и новых проектов. Но не творчества», – объясняет Сотников.

Поездка нужна ему, чтобы завершить сценарий сериала, над которым Виталий работает второй год. Зарождался проект тоже за границей: идея и первые строчки появились в Турции, сценарий первой серии он начал писать в Литве, а закончил в Исландии, персонажей отшлифовал в Китае. «Я достал блокнот и начал делать заметки прямо на барной стойке шанхайского клуба, на которой танцевали девушки, – вспоминает предприниматель. — Мне катастрофически невозможно писать в России».

Кубу он выбрал из-за любви к творчеству американского писателя и основателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона и послевкусия от просмотра фильма «Ромовый дневник», снятого по одноименному роману журналиста. «Как сейчас помню это чувство: 2011 год, выхожу из кинотеатра с четким ощущением того, что печатная машинка и бутылка рома — моя абсолютная и непонятно как достижимая органика. Моя первая работа в «Роскосмосе», конечно, опустила меня с небес на землю, особенно зарплатой, но чувство-то спустя годы никуда не ушло», – делится предприниматель. В начале сентября он узнал, что Куба открывает границы с Россией 18 сентября, и решил действовать.

Попасть в страну можно по обычной туристической визе, которая дается на 90 дней. Проходить процедуру карантина по прилету на Кубу не нужно. «Тест в любом случае сдам, чтобы, например, без лишних подозрений обкашливать вопросики», — смеется предприниматель.

«Невыполнимых целей нет»: правила оптимизма актера Александра Петрова Несмотря на легкость процедуры, Куба особой популярностью у русских «зимовщиков» не пользуется, говорит независимый турагент Алексей Егиазаров: до пандемии на несколько зимних месяцев там оседало около 100 человек, в этом году доедут «вообще единицы». Дело в дороговизне авиабилетов, высоких ценах и изношенности инфраструктуры, которая «застряла в 1950-х». «Дешев только ром. Это прекрасно, но не достаточно», — предупреждает Егиазаров.

Билет в одну сторону на регулярные рейсы обойдется в сумму около 30 000-40 000 рублей — попасть на остров, с которым у России пока закрыто авиасообщение, можно, например, через Великобританию. На острове Сотников планирует пробыть три месяца и потратить за это время около 500 000 рублей. Эта сумма у него уже есть. Бизнес в отсутствие собственника в России не пострадает, уверяет предприниматель: у каждого из стартапов есть генеральный директор, а Виталий выступает в роли советника.

Заразиться коронавирусом Сотников не боится — полагается на расширенную медицинскую страховку от «Альфастрахования» (она, по словам путешественника, стоит 20 251 рубль — в 1,5 раза дороже обычной) и местных врачей. Вакцинироваться не планирует. «Учитывая, что кубинских врачей хотят номинировать на Нобелевскую премию за вклад по борьбе с ковидом, — значит, все не так уж плохо на сегодняшний день», — объясняет свою позицию он.

Застрять в чужой стране — тоже не проблема для Сотникова. На экстренный случай у него есть «план Б»: устроиться редактором в местную газету. «Если при мне бутылка рома, ноутбук и пляжи Гаваны, то… Будьте добры, двойную изоляцию со льдом. Такой карибский кризис по мне».

Остров без туристов

Маркетолог Николай Эрлан (владел собственным агентством Marketing Invest, сейчас занимается частным инвестированием) зимует в теплых странах последние несколько лет и в этом году не планирует делать исключение: 70% его работы завязаны на онлайне, и 3-4 месяца он вполне может обойтись без личных встреч с клиентами и партнерами.

Оптимальный вариант для предпринимателя — тайский остров Панган: там тепло, но не душно, «как в ОАЭ», «душевное англо- или русскоговорящее комьюнити», хорошие дороги и быстрый интернет. Единственным минусом Пангана Эрлан называет толпы пьяных людей, которые приезжают праздновать Full Moon Party — вечеринки, которые устраивают на острове каждый месяц в честь полнолуния. В этом году из-за коронавирусных ограничений мероприятия отменили.

Въезд в Таиланд по стандартным туристическим визам пока не разрешен, но варианты попасть в страну есть, говорит Эльёр Шеркулов, владелец туристической компании Travel Service (Thailand) Co.,Ltd: наличие действующей бизнес-визы (выдается предпринимателям), элитной визы (стоит от 500 000 до 1 млн бат, выдается на срок от 5 до 10 лет), университетской визы или семейной визы (выдается супругу гражданина страны). Антон Именнов, управляющий партнёр московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper, предупреждает, что нарушение режима пребывания – это административное правонарушение, которое грозит выдворением из страны. При нахождении по бизнес-визе такими нарушениями в том числе могут быть неуплата налогов с доходов и работа без местной лицензии, напоминает юрист. По оценке Шеркулова, прошлую зиму в Таиланде проводили около 140 000 россиян — это вдвое больше, чем в 2017-2018 годах. В этом году он прогнозирует падение числа «зимовщиков» на 90%.

Вдобавок к обычному пакету документов, который предполагает каждый выбранный вариант, нужно иметь разрешение на прилет от посольства Таиланда, говорит Шеркулов. Чтобы его оформить, необходима страховка с покрытием $100 000, включающая в себя лечение COVID-19 (обычный полис страхования выезжающих за рубеж его также включает), и справка об отрицательном ПЦР-тесте на коронавирус. До прилета нужно заранее забронировать отель для двухнедельного карантина — но не любой, а предназначенный для этих целей альтернативный карантинный обсерватор (Alternative State Quarantine). По словам Шеркулова, самый дешевый вариант на этот срок обойдется в 35 000-40 000 бат (70 000-96 000 рублей) в Бангкоке и от 150 000 бат (360 000 рублей) на Пхукете. Только после одобрения посольства можно покупать билет — сейчас он стоит от $300 (около 20 000 рублей) в одну сторону.

Зато сама жизнь на острове, по словам Эрлана, из-за низкого спроса обойдется недорого. Бунгало на сервисах бронирования жилья на месяц можно снять за $200-300, «классный домик» – за $1500 в месяц. Аренда хорошего байка обойдется в $300. На культурную программу можно заложить около $300-400 в месяц. На еду – $400-500. «Но если экономить, то и в $500 в месяц на все можно уложиться. Для дауншифтинга то, что надо», – уверяет Николай.

Заболеть в незнакомой стране он не боится — Таиланд называют одной из самых безопасных стран по этому показателю, с начала эпидемии там зарегистрировано всего 3500 заболевших (в России — больше 1 млн), 3300 из которых уже вылечились. По мнению Эрлана, этому способствовало несколько факторов: «тайцы дисциплинированы, за руку не здороваются, климат теплый, высокая влажность воздуха, не очень высокая плотность населения».

По словам Елены Шелеховой из OneTwoTrip, при признаках заболевания путешественнику с оформленной заранее страховкой необходимо позвонить по телефонам, указанным в его полисе, сообщить о своем местоположении, оставить контактные данные и рассказать о проблеме. Координатор организует необходимую помощь: направит врача, машину скорой помощи либо порекомендует обратиться в ближайшую больницу.

Все расходы по оказанию медицинской помощи возьмёт на себя страховая компания. Чем выше лимит ответственности по полисам (обычно от € 30 000 до € 100 000), тем больше сумма расходов на оказание той или иной помощи в рамках страховки, в которую входит не только медицинская помощь, но и эвакуация, визит родственника т.д. В зависимости от правил страховой компании, оформившей полис, возможна компенсация срочных медицинских расходов путешественника, понесенных во время пребывания за границей. Этот подход распространяется на все страны.

Оседлать волну

«В 2020 году что-то планировать — это утопия. Можно дополнить известное выражение: хочешь насмешить Бога? Расскажи о своих планах на 2020 год», — смеется PR-консультант Евгения Заславская. Несмотря на всех «черных лебедей», она собирается провести зиму либо на Бали, либо на Пхукете, чтобы «спастись от холода» и заняться любимым хобби — вейксерфингом.

Сейчас попасть на Бали россияне по обычной туристической визе не могут, но могут по рабочей, говорит основатель сообщества «ВКонтакте» «Русские на Бали» (15 000 подписчиков) Макс Юдичев. Основной риск – возможный локдаун, предупреждает он. Можно получить визу, но не попасть на остров, соглашается Александр Хан, основатель диджитал-агентства Han Media и сообществ для туристов и экспатов Chatik: в начале сентября развлекательные заведения и достопримечательности на Бали повторно закрыли из-за эпидемиологической ситуации (в Индонезии 225 000 заразившихся за все время эпидемии, но количество активных случаев продолжает расти). По оценке Хана, в этом году на Бали будут зимовать максимум 7000 россиян – это на 95% меньше, чем в сезон 2019/2020.

Заславская уже зимовала за границей. В 2017 году около года жила в Израиле и получила там гражданство (воспользовалась программой репатриации). В начале 2020 года месяц провела на Филиппинах и в Китае. «Смена локации — это возможность выйти из авторежима, когда жизнь поставлена на рельсы. После длительного путешествия ты возвращаешься совершенно другим человеком. Приходится выйти из мыльного пузыря своих стереотипов, при этом столкнуться с чужими, принять их и начать жить и мыслить совершенно по-новому», — рассуждает Заславская.

Еще до пандемии 99% работы Евгении было связано с онлайном, поэтому смена места не скажется на заработке. «Вопреки расхожему мифу о пиарщике на вечеринках, в основное рабочее время все же проходит за ноутбуком. В наше время живое общение — это роскошь», – рассуждает она.

Детально планировать путешествие Заславская будет в ноябре. Два паспорта – российский и израильский – «дают чуть больше возможностей для маневров, чем один», отмечает она. Гражданам Израиля уже сейчас открыт въезд Италию, Грузию, Новую Зеландию, Канаду, Данию, Великобританию, Венгрию, Финляндию, Австрию, Германию, Болгарию, Хорватию, Словению, Иорданию, Эстонию, Латвию, Литву, Руанду, Гонконг и на Кипр. По российскому паспорту можно долететь до открытого международного хаба — например, Стамбула или Лондона, а оттуда вылететь в перечисленные направления уже по израильскому.

На авиабилеты она планирует потратить около 50 000 рублей, месячный бюджет оценивает в 100 000 рублей. «Я не планирую снимать виллу и пить «Вдову Клико» по утрам, так что, думаю, 50 000 тратить на жилье, остальное — на еду, спорт и бытовые расходы. А что еще нужно в Азии?» По ее словам, в целом зимовка за границей обходится дешевле, чем жизнь в Санкт-Петербурге, даже с учетом ипотеки, которую она продолжит выплачивать во время отъезда.

Заславская признается, что ее пугает вероятность заболеть и оказаться запертой в отеле без возможности выбраться. «Но провести время с декабря по апрель безвылазно в Петербурге еще страшнее», — смеется она.

«Смотреть на пальмы и океан куда приятнее, чем на серое небо и то, что в наших городах зимой происходит под ногами. В России зимой моя продуктивность на работе и в целом качество жизни снижаются», – объясняет свое желание уехать на «зимовку» Яна Дошина, менеджер по продукту в международной IT-компании (название не может раскрывать по условиям NDA).

Впервые на зимовку в Таиланд она отправилась в прошлом году. Начала с Бангкока, потом поехала на острова Панган и Самуи — путешествие продлилось три месяца. Жила в кондоминиуме — малоквартирном доме с общим бассейном и садовой территорией. Сейчас она хочет вернуться в Таиланд. «У тайцев я научилась понятию «сабай-сабай», что означает спокойствие и умиротворенность. Тайцы — очень расслабленные люди.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *