Работа над отдыхом: можно ли спасти туристическую отрасль России | Журнал "JK" Джей Кей

Работа над отдыхом: можно ли спасти туристическую отрасль России

Российский туризм еще до начала пандемии находился в затяжном кризисе: отрасль была «заточена» на вывоз туристических денег из страны. Сложившаяся ситуация угрожает туристическому бизнесу невиданными потерями, но в то же время создает мотивацию для того, чтобы начать планомерный выход из кризиса, считает вице-президент «Опоры России», руководитель комитета по туризма Алексей Кожевников.

С 1 июня российское правительство со всей осторожностью и оглядкой на Роспотребнадзор начинает снимать ограничения на внутренний туризм. Премьер Михаил Мишустин публично призвал россиян не планировать летние отпуска за границей из-за продолжающейся пандемии COVID-19 и присмотреться к возможностям внутреннего туризма. Для турбизнеса такие заявления — позитивный сигнал, но этого явно недостаточно. Хорошо отдохнуть в своей стране большинству россиян не удастся не только из-за потери доходов на самоизоляции. Сам внутренний туризм находится в плачевном состоянии. Причем не только из-за «короны»: пандемия лишь усугубила его застарелые проблемы.

Невыездной туризм

Скоро будет два года, как патронаж над туризмом в правительстве перешел от Министерства культуры к Минэкономразвития России. Однако пока ничего не меняется: внутренний туризм так и не стал важным сегментом экономики, оставаясь только удобной темой, о которой можно рассуждать с трибуны.

Судите сами: в сентябре 2019 года была утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года, но плана ее реализации нет до сих пор. Понятно, что с тех пор в стране случились и смена правительства, и пандемия коронавируса, и нарастающий экономический кризис. Но восстанавливать из руин придется и туристическую отрасль.

Здесь надо отдать должное Минэкономразития, которое понимает мультипликативный эффект туризма и внесло отрасль в общенациональный план по восстановлению экономики. Но это меры вынужденного характера, влияния на долгосрочное развитие туризма они практически не окажут. Пока мы имеем только абстрактные цели по развитию туризма на 15 лет. Стратегия предусматривает увеличение инвестиций в туриндустрию в 3 раза, рост экспорта туристических услуг с $8,9 млрд в 2017 году до $28,6 млрд в 2035 году. При этом в документе стыдливо отсутствуют цифры по импорту туристических услуг. И понятно, почему. Только в 2018 году отрицательное сальдо в российском туризме составило $26,5 млрд. По сути, до пандемии отрасль была заточена только на вывоз «туристических денег» из страны.

При написании Стратегии сознательно или по неведению не был учтен опыт стран, популярных у наших туристов: Турции, Испании, Италии и т.д. А поучиться там есть чему. Прежде всего, необходимо сделать российский налоговый и инвестиционный режим конкурентным в сравнении со странами с наиболее развитой туристической отраслью. На международной арене за каждым туристом идет агрессивная и целенаправленная «охота». Не случайно туристические страны стремятся как можно быстрее открыть свои границы для туристов даже после жесткого карантина.

 

Загрузка...
Loading...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели