Top.Mail.Ru
Карлов мост: 4 интересных факта о знаменитой достопримечательности Праги | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

Путешествия

Карлов мост: 4 интересных факта о знаменитой достопримечательности Праги

Карлов мост — визитная карточка Праги. Его начали строить в 1357 году по замыслу императора Карла IV, а закончили в начале XV века. Это самый старый из сохранившихся пражских мостов и второй по древности среди ныне существующих мостов в Чехии. И, конечно, о нем есть что рассказать.

Карлов мост не всегда был Карловым

Хоть мост и был задуман Карлом IV, но назвали его в честь императора не сразу. Первоначально он назывался Каменным или Пражским. И только в 1870 году мост получил то название, под которым мы его знаем.

Карлов мост
Карлов мост

Никто не знает точно, в какой день заложили Карлов мост

Про Карлов мост есть множество легенд. Пожалуй, самая известная из них — та, что рассказывает, будто бы первый камень в его основание заложил сам император Карл IV, а сделано это было в 1357 году, 9 июля (то есть, 9.07), в 5 часов 31 минуту. Таким образом, получается красивый палиндром 1-3-5-7-9-7-5-3-1, который, вроде бы, вычислили придворные астрологи. И именно поэтому мост стоит до сих пор. It’s magic.

Нередко эта история подается как стопроцентный факт. На самом деле, никаких исторических подтверждений этому нет.

Магия или не магия, но мост стоит несколько сотен лет, хотя порой казалось, что он не выдержит: это фото сделано в 1890 году, когда Карлов мост был поврежден во врем чудовищного наводнения
Магия или не магия, но мост стоит несколько сотен лет, хотя порой казалось, что он не выдержит: это фото сделано в 1890 году, когда Карлов мост был поврежден во врем чудовищного наводнения

Сейчас те, кто внимательно слушал гидов, воскликнут: «Как так?! Нам ведь рассказывали!»

А вот так. Гипотеза про 1-3-5-7-9-7-5-3-1 выдвинута уже в XX веке астрономом Зденеком Горским. Это даже не гипотеза, а умозрительное предположение — мол, так могло быть, потому что в средневековье часто доверяли астрологам и верили в магию чисел. Профессиональные историки, как правило, относятся к идеям Горского скептически. И дело не только в отсутствии каких-либо подтверждений этой даты в хрониках и других документах. В XIV веке люди обычно не измеряли время с точностью до минуты.

Вот так выглядит Карлов мост со Староместской мостовой башни
Вот так выглядит Карлов мост со Староместской мостовой башни

От историков чаще можно услышать другую дату — 15 июня. Это день святого Вита, изображение которого можно увидеть на фасаде Староместской мостовой башни.

На мосту стоят 30 статуй, но многие из них — копии

Сегодня статуи на Карловом мосту кажутся его неотъемлемой частью. Но появились они сравнительно поздно, в основном, в XVIII-XIX веках. В 1683 году здесь поставили первую и, наверно, самую известную статую — святого Яна Непомуцкого работы Яна Брокофа.

Всего статуй на Карловом мосту тридцать. Двадцать восемь из них выполнены из камня. Два исключения — это уже упоминавшийся св. Ян Непомуцкий, сделанный из бронзы, и св. Филипп Бениций из мрамора.

Статуя св. Яна Непомуцкого на Карловом мосту
Статуя св. Яна Непомуцкого на Карловом мосту

Статуи смывало наводнениями, они страдали от непогоды, их снимали, чтобы на их место поставить другие, которые, по мнению городских властей, больше соответствовали духу эпохи. Поэтому список статуй не всегда был таким, каким мы его знаем сегодня. К тому же большинство скульптур на мосту — копии. Оригиналы находятся на Вышеграде, в подземном зале «Горлице», и в Лапидарии Национального музея.

Карлов мост не всегда был пешеходным

Да-да, не всегда по нему гуляли толпы туристов.

Малостранские мостовые башни
Малостранские мостовые башни

Когда-то через него проходил маршрут городской конки — железной дороги, вагоны которой тянули лошади. Затем на несколько лет конку сменил электрический трамвай. Он ходил по Карлову мосту с 1905 по 1908 год, а чтобы не тянуть через Влтаву провода, была разработана система питания через контакты, вмонтированные в брусчатку (если присмотреться, можно разглядеть такие кругленькие штучки).

Начало XX века: из арки между Малостранскими мостовыми башнями выезжает трамвай
Начало XX века: из арки между Малостранскими мостовыми башнями выезжает трамвай

Затем по Карлову мосту долго ездили маршрутные автобусы. А для проезда автомобилей его закрыли только в 1965 году.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *