Что делать, если стало плохо в самолете?
Перелет – не самая приятная процедура для организма: взлет, посадка, давление и, тем более, зоны турбулентности. Не говоря уж про джетлаги после рейса. Шалости вестибулярного аппарата бывают разными: от головной боли и шума в ушах до приступов паники. Но кроме этих более-менее ожидаемых вещей, иногда случаются и настоящие форс-мажоры. К кому обращаться за медпомощью, если стало плохо в самолете? Кто ответственный за здоровье пассажира на борту? Действует ли страховка? Кто виноват и что делать – отвечаем на все вопросы по порядку.
Кто в зоне риска?
Перелет – стрессовое состояние для организма, даже если мыслями его владелец спокоен как удав. К тому же, на борту самолета часто обостряются хронические заболевания. Из-за низкого давления кровь насыщается кислородом медленнее: в первую очередь это почувствуют пассажиры с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ишемической болезнью сердца, стенокардией, гипертонией), повышенным внутричерепным давлением, низкой свертываемостью крови или болезнями, связанными с ее циркуляцией (вегетососудистой дистонией, патологией мозгового кровообращения).
Будьте особенно внимательны к органам дыхания. Влажность (или сухость) воздуха в самолете – дополнительное испытание для пассажира с пневмонией, астмой и воспалением дыхательных путей. На ухо-горло-носовой комфорт влияет давление: усиливается боль в ушах (отит может стать аэроотитом), а гайморит и простой насморк стоит обуздать хотя бы сосудосуживающими каплями.
Если рейс намечается длительный, малоподвижное состояние рискует наградить путешественника отеками, застаиванием крови или отрывом тромба – у тех, кто имеет заболевания вен, тромбофлебит и тромбоз.
В самолете проходит проверку и психическое состояние: вылазят фобии, нервозность, патологическая тревожность. Это запускает цепочку других физиологических реакций. Например, более острый воздушный период у желудка и кишечника.
А кому летать противопоказано?
Это решение остается за пассажиром и зависит от его самочувствия. В спорных случаях лучше получить разрешение врача. Если состояние путешественника объективно тяжелое, его могут снять с рейса, чтоб уберечь от более серьезных последствий.
Каждая авиакомпания устанавливает свои нормы. Детальное и четкое, например, руководство у British Airways. Но есть и общие рекомендации. Летать не советуют тем, кто недавно перенес хирургические вмешательства, кто восстанавливается после инфаркта, инсульта или гипертонического криза. Ближайшие полгода им лучше пользоваться другими видами транспорта (однако при острой необходимости перелета достаточно подождать пару дней). О беременности думают по-разному: в зависимости от авиакомпании крайний срок для полета – 36 или 28 недель. А новорожденных разрешено перевозить только в сопровождении врача.
Кто отвечает за здоровье пассажира во время авиарейса?
Все, что касается перелетов в пределах одного государства, регулирует его внутреннее законодательство.
Ответственность за благополучие международных перелетов диктует Монреальская конвенция 1999 года. Согласно ей за ущерб (как здоровью, так и имуществу пассажира), который произошел во время авиаперевозки, отвечает авиаперевозчик. Сейчас конвенция действует в 119 странах, среди которых 28 государств Европейского союза, США, Россия, Китай.
Страховка действует в самолете?
Авиабилет – ваша автоматическая страховка. Запомните: за всех, кто находится на борту самолета, и за то, что там происходит, ответственна авиакомпания. Травмы, если они получены во время полета, когда за штурвалом профессиональный пилот, являются общепризнанным страховым случаем. Но расходы чаще несет не компания, где вы оформляли страховку, а компания-авиаперевозчик. Это определяется деталями полиса.
Важный нюанс: инцидент обязательно должен быть зафиксирован документально прямо на борту самолета. Как вариант – акт о произошедшем от командира корабля.
Медицинская страховка действует в дороге, если это прописано в договоре. Например, в договоре о страховании может быть указано следующее: «страховая защита действует только за рубежом, в странах (группе стран), указанных в страховом полисе как территория действия страхования, а также в странах проезда по пути следования застрахованного лица». Тем не менее — не в воздухе, а в странах, что предполагает как минимум посадку.
Большинство случаев признаются страховыми, если имеют место на территории заявленной страны. Но целый и невредимый пассажир, как только ступает на борт, становится заботой непосредственно авиакомпании.
Главным документом становится не медицинская страховка, а посадочный талон (билет). Это договор, который обязывает перевозчика не только проинформировать пассажира об условиях полета или правилах безопасности, не только накормить его и вручить ему журнал, но также при необходимости оказать первую медицинскую помощь. Насчет алкоголя: в отличие от медстраховки, которую вы оформляете перед поездкой, в правилах авиаперевозок нет оговорок, находится ли пассажир в состоянии опьянения и почему понадобилось оказывать первую помощь.
Кто может помочь на борту?
Во-первых, профессиональный врач из числа попутчиков. По правилам, кто-то из экипажа (бортпроводник или пилот) по громкой связи сообщает о случившемся всем пассажирам самолета. Так выясняют, есть ли среди них врач. Лучше – с конкретной специализацией. Обычно врач, медсестра или фельдшер есть на большей части рейсов: чаще, чем в каждом втором самолете.
Далеко не все авиакомпании имеют собственный штат медработников. Такие есть, к примеру, в American Airlines и United Airlines: с ними можно проконсультироваться насчет разных случаев – от головных болей, тошноты и тревожности до состояний, угрожающих жизни. Обычно же медицинские полномочия персонала более скромные, а если требуется вмешательство – это доверяют профессионалам.
А если врача в самолете не оказалось?
Экипаж лайнера должен уметь оказывать первую помощь, но стандарты и требования у компаний отличаются. Бортпроводники Belavia, к примеру, помогут при травмах, отравлениях и простудах. Они могут определить шок, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Бортпроводники должны быть готовы ко всему, вплоть до экстренного принятия родов. Правда, на медицинскую подготовку в обучении бортпроводников любого перевозчика времени отводится крайне мало.
Большинство авиакомпаний в каком-то виде имеет медицинскую подстраховку. Связываться во время перелета с врачом на земле могут все авиакомпании. В США, например, большая часть компаний пользуется услугой MedLink, которая с помощью консультации доктора позволяет попутчикам пострадавшего определить симптомы и (или) оказать ему помощь.
Бортпроводники не могут назначать пассажиру лекарства, но могут предложить что-то подходящее из своего комплекта первой помощи. Вводить пассажирам их собственные препараты члены экипажа не имеют права.
В самолете всегда есть медикаменты: аптечка первой помощи, которой пользуются бортпроводники, и врачебная аптечка, которую может открывать только врач (из числа пассажиров).
Что делать, когда на борту самолета нельзя оказать необходимую помощь?
Когда срочно нужно более серьезное вмешательство, лучший расклад – экстренная посадка. Чтоб убедиться в правильном намерении, персонал лайнера может связаться с наземным консультантом. Если посадку там рекомендуют, финальное решение остается за командиром судна. Но имейте в виду: самолеты не могут приземляться в любом аэропорту. Из-за разрешений, из-за габаритов и не только.
Готовясь к внеплановой посадке, экипаж сразу сообщает о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта. Они оповещают руководителя полетов, а тот связывается с ответственными службами воздушной гавани. Пока самолет идет на посадку, там готовится медицинская помощь.
Будьте внимательны: если летите рейсом иноязычной компании, стоит проконтролировать, насколько верно и полно экипаж информирует коллег на земле. Языковой барьер может сильно сказаться на ситуации: какая именно бригада будет ждать по прилете, с чем столкнутся врачи и т.д.
Под чьей опекой пассажиры во время экстренной посадки?
Приземлившись, любой зарубежный авиалайнер оказывается в юрисдикции данного аэропорта и данной страны. Потому местные медработники имеют право действовать смело. А больного пассажира могут госпитализировать, как только остановится самолет.
Для специализированной медпомощи в аэропорт вызывают бригаду извне (по стандартному номеру скорой помощи). Ни в одном аэропорту мира нет собственной реанимации. Сама по себе медицинская служба в хабах рассчитана только на случаи неотложки. Реанимационные действия их работники оказывать не могут и не должны.
Что насчет инфекций?
В аэропортах, открытых для международных сообщений, есть специальные пункты санитарно-карантинного контроля. Их работники осматривают все самолеты, проверяют грузы и спрашивают экипаж и пассажиров о самочувствии.
Если выясняется, что кто-то везет инфекцию, этого пассажира изолируют и затем госпитализируют в соответствующее отделение больницы. Осмотрят и предложат медицинскую помощь и всем, кто с контактировал с больным.
Как помочь себе самостоятельно?
В салон самолета берите нужные медикаменты и инструменты – ингаляторы, шприцы и прочее, что с большой вероятностью может пригодиться. Какие у авиакомпании требования к перевозке лекарств и шприцов, уточните заранее.
Если знаете наверняка, что в полете будет нужна медпомощь, еще до отправления попросите лечащего врача дать подробные письменные рекомендации: что нужно делать, если вам станет плохо. Туда же лучше вписать другие нюансы: аллергии, протезы, импланты. Эту памятку стоит перевести на английский, на язык страны, куда отправляетесь, и несколько других (желательно распространенных). Бортпроводника обязательно предупредите о рисках и расскажите, где лежит инструкция. Это будет не лишним для путешественников с диабетом, астмой, аритмией, гипертонической болезнью – список открытый.
В формате памятки лучше записать международное название действующего вещества, которое входит в состав нужного вам препарата. К нему в дополнение – несколько лекарств-аналогов.