Арктические амбиции США | Журнал "JK" Джей Кей
Перейти к верхней панели
Арктические амбиции США

Несмотря на то, что власти Дании считают закрытым вопрос о возможной покупке Гренландии Америкой, Пентагон лоббирует «Арктическую доктрину», в которой не исключается интерес покупки Гренландии. Событие вряд ли привлекло бы внимание общественности, если бы не одно обстоятельство: доктрина носит ярко выраженный конфронтационный характер.

Возня вокруг Гренландии

Такая агрессивность появилась в доктрине не сразу. Её предтечей стало предложение Дональда Трампа о покупке у Дании Гренландии, а основные положения были сформулированы Майком Помпео в выступлении на Арктическом совете ещё в мае.

Реакция в мире на намерение Трампа приобрести остров была разной: от обвинений миллиардера в сумасбродстве до подозрений в потаённых замыслах экономического свойства. Все прекрасно понимали, что Дании нет никакого резона продавать свою обширную территорию к тому же напичканную полезными ископаемыми. Да и деньги за остров Трамп предложил не ахти какие - 700 млн долл. в год плюс некая сумма при заключении сделки.

Датчане, естественно, отказались от такого предложения. Это была уже вторая попытка США приобрести у Дании остров. В 1946 году Гарри Трумэн за 100 млн долл. тоже попытался договориться с Копенгагеном, но датчане и тогда проявили стойкость.

К слову, об американских аппетитах: ещё в далёком 1924 году секретарь по морским делам США Эдвин Демби заявил, что Вашингтон должен рассматривать Арктику как свою национальную территорию. Более того, чиновник вошёл в такой раж, что даже предложил в перспективе присоединить Северный полюс, который, по мнению Демби, является продолжением Аляски!

Что касается Гренландии, то здесь важны не торговые аспекты возможной сделки. Вопрос заключается в другом: а зачем Трампу вообще понадобилась Гренландия? Военная база Туле в Дании у американцев уже есть. На базе имеется протяжённая взлётно-посадочная полоса, что позволяет принимать стратегические бомбардировщики В-52, а также сверхзвуковые перехватчики F-102. Кроме того, в Туле установлены РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении. Если США потребуется, то гренландцы наверняка разрешат и новую базу построить. Добывать полезные ископаемые? Так легче купить целый рудник или месторождение, чем целый остров, который, к тому же, находится под внушительной шапкой льда. Правда, эта шапка тает, но сколько она ещё будет таять, прежде чем можно будет добывать то, чем богата гренландская земля, сказать точно не может никто.

Как через две точки можно провести прямую линию, так и на примере заявлений двух высокопоставленных персон становится ясно, какую политику страна будет проводить. В случае с Арктикой речь идёт о безусловном военном и экономическом доминировании США в этом регионе.

«Арктика не является российской, она является американской»
Основное недовольство госсекретаря США вызвало то обстоятельство, что Россия считает Северный морской путь (СМП) внутренним. «Мы обеспокоены претензией России на международные воды СМП, в том числе новыми планами по его соединению с китайским «Морским шёлковым путём», - сказал Помпео. По его словам, «на Северном морском пути Москва уже незаконным образом требует, чтобы другие страны запрашивали разрешение на прохождение, пуская на борт иностранных кораблей российских лоцманов под угрозой применения военной силы и потопления тех, кто не выполняет данное требование», - свалил в одну кучу все свои претензии к России госсекретарь США, демонстрируя довольно осведомлённой аудитории незнание правил прохождения судами незнакомых и сложных морских маршрутов, какими являются арктические моря. Мелководье, туманы, дрейфующие льды, многочисленные острова, толстый ледяной покров - в таких условиях без квалифицированной лоцманской проводки не обойтись. Кроме того, эффективное лоцманское сопровождение является важным фактором экологической безопасности.

Да, в официальных российских документах Северный морской путь определён как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация». В 1991 году СМП был открыт для международного судоходства. С 1 января 2019 года введены некоторые ограничения для движения в российской акватории СМП и прибрежных водах судов иностранной постройки. Вице-премьер РФ Юрий Борисов назвал такую меру «естественной» для защиты отечественного судостроения и загрузки российских верфей. Минпромторг даже предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, предполагающие приоритетное использование российских судов на Северном морском пути.

Особое регулирование плавания по СМП основано на положении статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Согласно этой статье, прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны.

Кстати, о Конвенции по морскому праву 1982 года. Россия её ратифицировала, чего нельзя сказать о США, которые Конвенцию не ратифицировали, и поэтому именно они могут в случае необходимости в одностороннем порядке установить внешнюю границу континентального шельфа по своему смотрению. Вот это-то и будет нарушением норм международного права, но когда данное обстоятельство останавливало Вашингтон? Вошло в практику, что администрация США предпочитает не сковывать себя международными обязательствами, рассматривая каждое из них как ограничение своего национального суверенитета.

«Эти провокационные действия являются частью модели агрессивного поведения России в Арктике. Россия официально объявила о намерении увеличить масштабы военного присутствия в регионе в 2014 году, когда вновь открыла арктическую военную базу эпохи периода холодной войны. С тех пор Россия, отчасти благодаря своему крупному ледокольному флоту, смогла отремонтировать все базы и инфраструктуру [в Арктике], она утверждает, что построила 475 новых военных объектов [в регионе], включая базы, находящиеся за Полярным кругом и 16 новых глубоководных портов. Она обеспечивает безопасность своего присутствия за счёт современных средств противовоздушной обороны и противокорабельных ракет», - продолжал нагнетать обстановку Помпео, возмущаясь тем, что Россия смогла восстановить присутствие на своей же территории.

Причём тональность выступления Майка Помпео была настолько искренней, что вдохновившись ею, Диана Френсис 19 сентября на сайте «The American Interest» опубликовала статью, которая заканчивается вызывающим тезисом: «Арктика не является российской, она является американской».

Важно также понимать, что Северный морской путь для России не просто международная транспортная трасса. Благодаря развитию СМП обширные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока ещё больше укрепят связи с центральными регионами и смогут в полной мере почувствовать себя частью единого народнохозяйственного комплекса страны.

Однако, несмотря на давление США на своих союзников с целью изменить правовой статус СМП, не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Позиция России находит понимание. Например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в РФ Микко Хаутала заявил: «Что касается военной активности России, мы видим всё это, но Россия действует в рамках своей собственной территории. Я сдержанно отношусь к комментированию данного вопроса, но думаю, что Россия имеет на это право. Этот регион пока является скорее регионом сотрудничества, чем регионом военной активности. Если весь мир видит растущий потенциал этого региона, понятно, что Россия усиливает своё присутствие там. Я бы это не драматизировал».

Другой высокопоставленный дипломат, посол Исландии в Москве Берглинд Асгейрсдоттир сообщила, что в Рейкьявике «очень внимательно следят за тем, как развивается проект», а также рассматривают возможность строительства международного порта для крупных судов, проходящих по Севморпути.

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выразил удовлетворение сотрудничеством с Россией по развитию Севморпути: на корейских верфях сейчас строится 15 танкеров-ледоколов для перевозки СПГ по этому арктическому маршруту.

С чем США идут в Арктику?

По словам Майка Помпео, США намерены усилить своё присутствие в Арктике, чтобы противостоять «агрессивному поведению» России и Китая в регионе. И снова менторский тон, и снова американское высокомерие. Госсекретарь говорил о двух великих державах в терминах, как будто бы это нашкодившие школьники. Он, очевидно, не понимал, что нельзя говорить о «поведении» суверенных государств. Россия и Китай проводят политику по обеспечению своих национальных интересов в логике международного права. Того самого права, которое США демонстративно игнорируют и старательно разваливают.

Интересно, вспомнили бы в Вашингтоне об Арктике, если бы не активность России и Китая в арктическом направлении? Ведь судя по тому, что у США нет ни одного современного ледокола, этот регион их до поры до времени мало интересовал. Несмотря даже на то, что арктические стратегии разрабатывались в Вашингтоне с завидной регулярностью.

Так, в 2002 году было создано Северное командование, в зону ответственности которого вошла континентальная часть США, Канада, Мексика и окружающий их океан на расстоянии примерно в 500 морских миль (930 км), а в 2014 году - и Аляска. В январе 2009 года вышла президентская директива №66, в которой говорилось о том, что «у США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе». В 2013 году была разработана Национальная стратегия для Арктического региона. В 2016 году вышел ещё один документ, определяющий политику США в Арктике. И вот, наконец, Пентагон представил Конгрессу новую стратегию США в Арктике.

Догнать и перегнать Россию по ледоколам

Наверное, поэтому-то Помпео и объявил, что США будут наращивать своё дипломатическое и военное присутствие в Арктике, в том числе путём восстановления ледокольного флота. Вообще отсутствие у великой морской державы, имеющей выход в Арктику, собственного ледокольного флота вызывает откровенное недоумение. Поскольку никаких внятных причин, объясняющих, почему США не имеют ледоколов, никто назвать не может. Но это обстоятельство демонстрирует один неоспоримый факт: гонку за Арктику, по крайней мере, на начальном её этапе, США проиграли России вчистую. Осознание этого факта сформировало у вашингтонской администрации комплекс ущербности, который она всегда испытывает, когда речь заходит об Арктике и о деятельности России в этом регионе.

В настоящее время у США два ледокола, но только один из них относится к тяжёлому типу, который можно направить в Арктику и Антарктику. Это судно Polar Star, у которого практически закончился срок эксплуатации. Дело доходит до смешного: когда Совет национальной безопасности планировал отправить ледокол через Северный морской путь для участия в учениях, бывший командующий Береговой охраны США Пол Цукунфт выступил против. «Я не могу гарантировать вам, что у него не будет катастрофических технических сбоев в ходе учений… Тогда мне пришлось бы обратиться к России, чтобы его отбуксировали в безопасное место», - поведал Цукунфт членам Совета.

«Нам нужны как минимум шесть ледоколов, в том числе три тяжёлых. Пока у нас есть единственный ледокол Polar Star, и ему 40 лет», - заявил заместитель главы американской Береговой охраны вице-адмирал Дэниэл Абель на конференции по влиянию таяния арктических льдов на операции ВМС в июле 2019 года.

А бывший советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон пообещал даже, что Вашингтон в скором времени установит круглогодичное присутствие в Арктике. Правда, по его словам, это станет возможным, когда будут введены в строй новые американские ледоколы. А это не раньше 2025 года…

В апреле 2019 года Пентагон объявил о подписании контракта на постройку трёх ледоколов тяжёлого ледового класса Polar Security Cutters. Первый из них планируется ввести в строй в 2024 году. Командующий Береговой охраны адмирал Карл Шульц сказал членам Конгресса США, что до появления в составе ВМС этих ледоколов США «не смогут вести серьёзной игры с точки зрения присутствия» в Арктике.

Догнать Россию по ледоколам, особенно атомным, США будет трудно. Если только это отставание вообще возможно преодолеть. И хотя у американцев мощная судостроительная отрасль, ориентирована она, в основном, на военное судостроение. Опыта строительства ледоколов, в частности - атомных, у американских судостроителей нет.

Многие зарубежные судоверфи, например, финские, могли бы построить ледоколы для США, но по американскому законодательству заказчик вынужден закупать суда преимущественно военного назначения у американских предприятий.
Отвечая на вопрос, имеют ли американские компании достаточный опыт по проектированию и строительству ледоколов, заместитель руководителя программы по тяжёлому полярному ледоколу Heavy Polar Icebreaker (HPIB) Ахмед Маджумдер пояснил: «…мы изучили лучшие практики во всём судостроительном сообществе, в береговой охране и в других сообществах».

Комментарии, как говорится, излишни…

Откуда у Трампа гренландская грусть?

А теперь зачем Гренландия Трампу. Правящую элиту США, а, возможно, и самого Трампа, раздражает то обстоятельство, что, являясь богатейшей страной в мире, США из всех арктических государств имеют самый маленький сектор в Арктике - всего 13% против 44% у России. К тому же, в американском секторе разведано запасов нефти и газа 40 млрд тонн условного топлива, а в российском - 105! В случае успешной сделки по покупке Гренландии, США получили бы 14% датского арктического сектора и 65 млрд тонн условного топлива находящихся там запасов нефти и газа, которые Дания вряд ли сможет в обозримом будущем сама добыть.

Приобретение Гренландии, а вопрос этот пока остаётся открытым, с учётом военной и экономической мощи США, безусловно, значительно усилило бы позиции Вашингтона при дележе арктического пирога.

 

Загрузка...
Loading...

от jk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *