Top.Mail.Ru
Теперь Москве и Киеву предстоят переговоры по прямым поставкам | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

ОБОЗРЕВАТЕЛЬОбщество

Теперь Москве и Киеву предстоят переговоры по прямым поставкам

1 января 2020 года российское голубое топливо продолжит поступать в Евросоюз по украинской газотранспортной системе (ГТС), но на новых условиях. Срок договоренностей — пять лет. Однако в РФ уже заявили: в 2024 году контракт могут продлить на более долгий срок. В конце декабря Россия и Украина подписали пакет документов по дальнейшему транзиту газа в Европу. Теперь стороны намерены обсудить, будут ли они восстанавливать прямые поставки на Украину, и если будут, то как.

Газ — прежний, условия — новые

Вплоть до середины декабря существовала угроза, что Москва и Киев не смогут договориться по условиям транзита. Эксперты прочили резкий скачок цен на энергоресурсы в Европе, а это неизбежно привело бы к репутационным потерям как для Украины (страны-транзитера), так и для России (страны-поставщика). Ясность внесли трехсторонние переговоры Еврокомиссии, Киева и Москвы, которые состоялись 20 декабря в Минске и завершились подписанием протокола к будущему соглашению.

В итоге к вечеру 30 декабря в Вене «Газпром» подписал с «Нафтогазом» (организатор транзита, который берет все соответствующие риски на себя), «Оператором ГТС Украины» (новая независимая компания, которая отвечает за бронирование мощностей) и украинским Минюстом пакет документов, гарантирующих продолжение транзита с 1 января.

Стороны пришли к следующим условиям:

— Договор заключается на пять лет.

— В 2020 году российская сторона забронирует мощности украинской ГТС для прокачки 65 млрд кубометров газа. В последующие четыре года — вплоть до 2024-го — запланирована прокачка по 40 млрд кубометров ежегодно.

— «Газпром» и «Нафтогаз» отказываются от всех исков, по которым суд еще не принял окончательного решения. Так, украинская компания больше не будет добиваться от российской $12,2 млрд компенсаций, которые она затребовала в ноябре 2019 года. Также будет снят арест с имущества, активов и денежных средств «Газпрома».

— При этом «Газпром» должен выплатить украинской стороне $2,9 млрд по решению Стокгольмского арбитража, которое обжалованию не подлежит. Российская компания сделала это 27 декабря.

Отдельно стоит вопрос о транзитной ставке, которую устанавливает украинская Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП). Схема платы за транзит следующая: «Газпром» будет платить «Нафтогазу» фиксированную стоимость, а тот, будучи организатором бронирования, из этих средств станет отдавать «Оператору ГТС Украины» сумму транзитной ставки. Каким будет тариф, пока не ясно. Однако, как сообщал в сентябре 2019-го «Нафтогаз», при бронировании 60 млрд кубометров в период с 2020 по 2024 год он составит $3,21 за 1 тыс. кубометров на 100 км (к моменту заявления через украинскую территорию было прокачано 59 млрд кубометров при ставке в $2,56). Как сказал глава Минэнерго Украины Алексей Оржель, тариф будет увеличен. По его словам, исходя из нового контракта, за пять лет украинская сторона получит за транзит до $18 млрд — сюда входят компенсация от «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража и прибыль от транзита по $3 млрд ежегодно. В Москве заявления Киева по росту тарифов опровергли. Как сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, ставка будет «очень гуманной», в противном случае никаких договоренностей бы не было.

В целом, российская сторона считает новое соглашение по транзиту наиболее приемлемым вариантом. Как рассказал глава комитета ГД по энергетике Павел Завальный, и Киев, и Москва остались в выигрыше.

— Компромисс абсолютно разумный — и по срокам, и по объемам прокачки, и по обозначенной комфортной стоимости. У этой договоренности далеко идущие политические последствия, поскольку она открывает путь к улучшению отношений с Украиной и Европой, — отметил политик. — Стороны провели большую предварительную работу, оценивая риски и возможные потери на случай, если бы договориться не удалось. Когда время начало поджимать, контакты стали интенсивнее. Конечно, было бы хорошо все это завершить раньше. Но лучше поздно, чем никогда.

При этом, как рассказал первый замглавы комитета Верховной рады по вопросам энергетики и ЖКХ Алексей Кучеренко, подписание действующих условий — это прежде всего политическое решение. По его словам, если бы газовые вопросы вышли из политической плоскости в экономическую, то условия были бы совсем другие.

— Ведь транзит газа через территорию Украины наиболее выгоден для России, — сказал политик. — Это так же верно, как и то, когда российская сторона заявляет о том, что газ для Украины может быть дешевле, чем для европейских стран. Мы же говорим, что транзит газа для России через территорию Украины может быть значительно дешевле, чем по иным маршрутам.

Кто сдал позиции?

И всё же, несмотря на многочисленные заявления сторон о наиболее приемлемом соглашении и невозможности рассчитать, кто сколько выиграл, неизбежно возникает вопрос: кому договоренность принесла больше выгод? Особенно учитывая, что «Газпром» в любом случае будет платить украинской стороне цену выше установленной «гуманной» транзитной ставки и при этом он уже отдал «Нафтогазу» сумму, которую до недавнего времени платить категорически оказывался.

По мнению экспертов, несмотря на кажущиеся на первый взгляд сданными позиции, новый контракт действительно стал наиболее разумным из всех возможных. Как пояснил специалист по закупкам нефти MOL Group, эксперт Российского совета по международным делам Виктор Катона, в долгосрочной перспективе эта сделка позволит «Газпрому» очень многое. По словам эксперта, снижение мощностей с 2021 года означает, что Евросоюз согласен на ввод в эксплуатацию летом 2020 года «Северного потока – 2» — трубопровод заработает на 50% к концу следующего года.

— Выплата $2,9 млрд, безусловно, ударит по кошельку «Газпрома» в период больших капзатрат, однако они были включены в бюджеты, — отмечает Виктор Катона. — Украина, в свою очередь, получила всё, на что надеялась: среднесрочный контракт, сохранение take-or-pay (принцип «бери или плати», при котором покупатель в любом случае оплачивает определенную часть товара вне зависимости от реальных закупок) и выплату $2,9 млрд. Перспективы Киева в 2025 году не такие радужные, но тогда это, возможно, будет уже проблема другого украинского президента.

Как заявил ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак, несмотря на запуск новых трубопроводов, в 2024 году стороны могут вновь продлить действие договора — причем на более долгий срок. «Если у нас эта схема будет работать и больше не будет претензий, скандалов, и все стороны будут исправно выполнять свои обязательства, то почему бы и нет», отметил зампред правительства, отвечая на вопросы журналистов.

Эксперты сходятся в том, что сохранить украинский транзит России было бы целесообразно — причем даже при работе на полную мощь таких альтернативных маршрутов, как «СП — 1», «СП — 2» и «Турецкий поток». Как пояснил аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково Сергей Капитонов, их совокупная мощность составит порядка 200 млрд кубометров в год (примерно столько сегодня «Газпром» поставляет в европейские страны с учетом украинского транзита), однако Киев важен как транзитер на случай, если в ближайшие годы спрос на голубое топливо в Европе вырастет.

— В 2022 году из европейской газодобычи выбывает месторождение Гронинген (крупнейшее газовое месторождение на севере Нидерландов, которое из-за периодических землетрясений, по решению голландских властей, к 2030 году полностью завершит свою работу), необходимо замещать мощности атомной, а в будущем и угольной генерации в Германии, — поясняет эксперт. — Если «Газпром» предложит более привлекательные контрактные условия, то вполне может «оттянуть» долю и у поставщиков СПГ. Таким образом, сохранение в какой-то форме центрального газотранспортного коридора через Украину может оказаться выгодным стратегически, пусть и ценой тактических потерь.

Газ напрямую

По всей видимости, темой дальнейших переговоров РФ и Украины будут перспективы прямых поставок. Как сказал Дмитрий Козак, этот вопрос станут обсуждать после Нового года, когда «все вопросы будут урегулированы».

Прямые поставки были прерваны в 2015 году. Тогда Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому скидка на газ для Украины была не $100, а $40 на тысячу кубометров, цена составила $247,18. Киев она не устроила. Позднее глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил: 1 июля 2015 года Россия перестала отправлять Украине газ, поскольку она не заплатила за июльские поставки. При этом за год до этого Киев перешел на закупки реверсного газа у Словакии (то же российское топливо, которое идет в Европу и которое Украина приобретает у европейских поставщиков по уже более высокой цене).

Но прошло четыре года, и стороны начали говорить о восстановлении прямых поставок. Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что украинский промышленный потребитель может платить за газ на 25% меньше, чем европейский покупатель. При этом из Москвы периодически раздается критика по поводу того, что Киев прибегает к реверсным поставкам.

Как рассказал Павел Завальный, согласованные мощности, по сути, включают необходимые Украине объемы газа — 10–15 млрд кубометров.

— При этом переход Украины на европейские энергетические нормы позволяет Киеву напрямую закупать газ у Москвы. Им выгодно это делать. Тут возникает вопрос, готов ли Киев чисто политически покупать этот газ, — отметил политик.

По словам Сергея Капитонова, точно измерить возможные выгоды от прямых поставок российского газа на Украину для Киева возможно только после того, как стороны объявят, к каким именно инструментам биржевого рынка будет привязана цена.

— Речь может идти о контрактах на месяц или несколько месяцев вперед. А такие котировки на германском хабе NCG сегодня составляют порядка $150-160 за тысячу кубометров, — поясняет эксперт. — Эти цены уже ближе к средним ценам по портфелю контрактов «Газпрома» летом-осенью 2019 года, и если речь будет идти о скидке, то это будет крайне выгодным предложением для Украины.

Покупая газ у европейского трейдера по той же модели ценообразования, «Нафтогаз» будет вынужден платить еще за транспортировку, «Газпром» же может давать скидку к цене хаба. Что касается преимуществ контракта для российской компании, то, сделав выгодное предложение Украине, она сможет поставлять до 20 млрд кубометров, а это в нынешних ценах составит около $3–3,5 млрд валютной выручки в год, подытожил Сергей Капитонов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *