Top.Mail.Ru
Боевые возможности нового китайского авианосца «Шаньдун» | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

В миреОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Боевые возможности нового китайского авианосца «Шаньдун»

17 декабря 2019 года в состав флота КНР был включен второй авианосец, получивший имя «Шаньдун». Новый корабль стал для Китая вторым. По этому показателю военно-морские силы КНР уже обошли российский флот. При этом и первый, и второй китайский авианосцы по-прежнему являются развитием еще советских проектов. В частности, тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.6 «Варяг», ближайшего родственника единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5. Последний, к сожалению, больше всего прославился своими победами над флотской инфраструктурой и российским бюджетом.

На пути к первым авианосцам

Первый китайский авианосец получил имя «Ляонин», он был введен в состав ВМС НОАК в сентябре 2012 года. Корабль представлял собой достроенный авианосец «Варяг», который Китай приобрел у Украины за 25 миллионов долларов, еще примерно 5 миллионов долларов были потрачены Пекином на буксировку корабля из Николаева в Далян. Конструктивно первый китайский авианосец максимально близок однотипному «Адмиралу Кузнецову», основные отличия связаны лишь с использованием радиоэлектронного вооружения и боевых систем китайского производства.

Второй китайский авианосец, вошедший в строй под именем «Шаньдун», все еще близок по конструкции советским авианесущим крейсерам проекта 1143 «Кречет». Внешне корабли очень похожи, при этом китайский вариант слегка длиннее, а его полное водоизмещение больше, чем у «Адмирала Кузнецова». Новый авианосец «Шаньдун» получил обновленный состав радиоэлектронного вооружения, в том числе радар с АФАР, новую форму надстройки и увеличенную авиагруппу. Считается, что построить оба корабля Китаю помог комплект конструкторской документации авианосца 1143.6, который Пекин приобрел у АО «Невское ПКБ» еще в 1990-е годы. По данным блога bmpd, стоимость этой сделки по покупке техдокументации проекта 1143.6 составила всего 840 тысяч долларов.

Первый китайский авианосец «Ляонин» представляет собой достроенный в Китае авианесущий крейсер «Варяг». Китай приобрел корабль у Украины на стадии технической готовности около 70 процентов. Покупка состоялась еще в 1998 году, но до верфи в Даляне корабль добрался лишь 3 марта 2002 года, а процесс достройки и испытаний занял 10 лет. Корабль окончательно приняли в состав флота только в сентябре 2012 года. Второй китайский авианосец «Шаньдун» был построен быстрее. Первые работы по строительству корабля начались в ноябре 2013 года, строительство корпуса в сухом доке – март 2015 года, спуск на воду – 25 апреля 2017 года, ввод в состав флота – 17 декабря 2019 года. Следующий китайский авианосец, известный пока как проект «Тип 003», должен стать кораблем нового поколения. Сообщается, что корабли данного типа избавятся от трамплина на взлетной палубе, получат электромагнитную катапульту и возможность запуска более тяжелых и совершенных самолетов, в том числе многоцелевых истребителей пятого поколения Chengdu J-20.

Благодаря приобретению фактически за копейки недостроенного авианосца на Украине и технической документации в России Китай за короткий срок превратился в страну, которая в состоянии строить крупные авианосцы и палубные истребители для них. В кратчайшие сроки КНР стал пятой страной в мире, которая в состоянии самостоятельно построить авианосец, предназначенный для размещения самолетов не вертикального, а обычного взлета и посадки. Благодаря доступу к еще советским технологиям, Пекин получил уже два боеготовых авианосца, а к середине 2020-х годов флот НОАК должен пополниться авианосцем с электромагнитной катапультой и водоизмещением около 80 тысяч тонн. При этом не исключено, что без обращения к советским технологиям, которые достались Пекину практически даром после развала СССР, Китай до сих пор не мог бы приблизиться даже к кораблям уровня «Адмирала Кузнецова».

Боевые возможности авианосца «Шаньдун»

Несмотря на переосмысление советских разработок, китайский «Шаньдун» по-прежнему не может скрыть своего родства с «Адмиралом Кузнецовым» и другими кораблями аналогичного проекта. Это внешнее сходство никуда не скрыть, при этом основные изменения коснулись внутренней структуры и установленного на корабле оборудования. В отличие от «Ляонина» и «Кузнецова» новый китайский авианосец незначительно вырос в размерах. Максимальная длина корабля достигла 315 метров, ширина – 75 метров, а полное водоизмещение выросло до 70 тысяч тонн. Для сравнения полное водоизмещение «Адмирала Кузнецова» составляет около 60 тысяч тонн. При этом на «Шаньдуне» появился более компактный «остров», позволивший увеличить полезную площадь палубы корабля. Максимальная скорость хода нового китайского авианосца – 31 узел (около 57 км/ч).

Общей чертой и для «Ляонина», и для «Шаньдуна», и для «Адмирала Кузнецова» по-прежнему остается массивный носовой трамплин. У такой конструкции на борту авианесущего корабля есть как вполне очевидные достоинства, так и недостатки. К плюсам подобной конструкции относят её простоту и дешевизну, к недостаткам – невозможность использования на борту корабля тяжелых самолетов, трамплин накладывает ограничения на нагрузку взлетающих летательных аппаратов. Будущий китайский авианосец проекта «Тип 003», который должен войти в состав ВМС НОАК до 2025 года, получит электромагнитную катапульту, как на авианосцах американского производства. При этом некоторые западные эксперты сомневаются в наличии у китайских конструкторов компетенций в данной технологии. Так это или нет, мы сможем узнать уже в ближайшем будущем.

Еще на стадии достройки авианосца «Ляонин» китайцы отказались от советской концепции, которая предполагала размещение на борту авианесущих крейсеров мощного наступательного вооружения. Оба китайских корабля – полноценные авианосцы, на которых расположено только оборонительное вооружение для отражения воздушных атак. Оба корабля предназначены для действий в составе авианосных ударных групп, где за их надежную противолодочную и противовоздушную оборону отвечают корабли сопровождения. Благо китайская промышленность позволяет строить современные фрегаты и корветы в товарных количествах, спуская на воду десятки боевых кораблей в год. При этом отказ от наступательного ракетного вооружения позволил китайским конструкторам расширить авианосные возможности, сосредоточив на борту больше топлива, авиационных боеприпасов и самих самолетов, которые и являются главной ударной силой корабля.

Если на борту первого китайского авианосца «Ляонин» можно было разместить до 24 самолетов Shenyang J-15, то на борту второго авианосца «Шаньдун» их количество удалось довести до 36 единиц. Помимо многоцелевых палубных истребителей на борту авианосца могут базироваться различные вертолеты, в том числе проектов Z-9 и Z-18. Стоит отметить, что сам палубный истребитель J-15 является нелицензионной копией отечественного Су-33. Самолеты имеют практически полностью идентичный планер. Еще в 2001 году Китай приобрел один из прототипов палубного истребителя Су-33 также у Украины, закончив работу над собственным прототипом лишь в 2010 году. Самолет обладает максимальной скоростью до 2500 км/ч и оснащен 12 точками подвески вооружения. Максимальная боевая нагрузка оценивается в 6 тонн, при этом западные эксперты считают, что при полной заправке горючим с использованием трамплина самолет может нести не более двух тонн боеприпасов. В свою очередь, по заявлениям китайской стороны, боевая нагрузка самолета сопоставима с американским истребителем F/A-18. Основным противокорабельным оружием истребителей J-15 являются противокорабельные ракеты YJ-91 с дальностью полета 50-120 км (масса боевой части – 165 кг) и YJ-62 с дальностью полета до 400 км (масса боевой части – 300 кг).

Оборонительное вооружение авианосца «Шаньдун» представлено тремя зенитными артиллерийскими комплексами Type 1130. Каждый такой комплекс представляет собой 30-мм автоматическую артиллерийскую установку с 11 стволами, что делает её одной из самых смертоносных и скорострельных в своем классе. Скорострельность подобной установки достигает 10 тысяч выстрелов в минуту. По заверениям китайской стороны, установка позволяет поражать противокорабельные ракеты, летящие на скорости до 4 Махов, с вероятностью 96 процентов. Высота поражения целей составляет до 2,5 километра, дальность перехвата – до 3,5 километра. Также состав бортового вооружения авианосца представлен тремя зенитными ракетными комплексами малого радиуса действия HQ-10. Каждая такая установка рассчитана на размещение 18 ЗУР малого радиуса действия с дальностью поражения целей на удалении до 9 км.

Ввод в строй второго авианосца расширил боевые возможности ВМС НОАК

Ввод в строй второго авианосца «Шаньдун» расширил боевые возможности ВМС НОАК. Стоит отметить, что в декабре 2019 года Китай стал лишь третьей страной в мире, после США и Великобритании, которая в состоянии выставить в Мировом океане две авианосных группы. Наличие двух авианосцев, первый из которых изначально позиционировался как экспериментальный и учебный, но за несколько лет после ввода в эксплуатацию превратился в полноценный боевой корабль, расширяет возможности китайского флота, делая стратегию его применения более гибкой.

Помимо того, что Китай вошел в тройку стран, которые могут одновременно оперировать двумя авианосными ударными группами, китайские адмиралы могут всегда отправить один из кораблей на ремонт или модернизацию. Пока один корабль будет находиться в ремонте, второй будет продолжать нести службу. В настоящее время российский флот подобной возможности лишен. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», по всей видимости, вернется в строй не раньше 2022 года и это при самых благоприятных вариантах. В худшем случае ремонтные работы после крупного пожара, который произошел на борту «Кузнецова» 12 декабря 2019 года, будут сдвинуты на неопределенный срок.

Наличие двух авианесущих кораблей избавляет китайский флот от тех проблем, которые испытывает сегодня флот российский. Отказаться от единственного авианосца российские адмиралы не могут, так как закладка нового авианосца планируется не ранее 2030 года. Все это время российским военным летчикам корабельных авиаполков нужно где-то тренироваться, работы лишь с наземным учебным тренажером НИТКА недостаточно. Для Китая наличие двух авианосцев, готовых выйти в море, очень важно именно в аспекте непрерывной подготовки летчиков палубной авиации. Китайская промышленность и инженеры получили опыт проектирования и строительства крупных авианесущих кораблей, а флот — возможность готовить пилотов палубной авиации и отрабатывать способы применения авианосных групп. Это, пожалуй, главные дивиденды, которые извлекают сегодня ВМС НОАК из эксплуатации и переосмысления советского конструкторского наследия.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *