Top.Mail.Ru
Противостояние ВМФ России и США | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

ОБОЗРЕВАТЕЛЬОбщество

Противостояние ВМФ России и США

Новейший российский подводный стратегический ракетоносец проекта 995А (шифр «Борей-А») «Князь Владимир» в конце декабря покинет завод «Севмаш» и встанет в строй кораблей Северного флота. Об этом сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Сейчас на ракетоносце идет устранение замечаний, выявленных во время завершившихся государственных испытаний.

Командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, прекрасно знакомый с ситуацией, подтверждает эту информацию. СФ, комментирует он, готовится встречать «Князя Владимира» «под ёлочкой», то есть именно в конце декабря этого года.

Это, действительно, новейшая стратегическая подводная лодка, хотя три «Борея» уже находятся в составе ВМФ России. Две на Тихоокеанском флоте — «Александр Невский» и «Владимир Мономах», и одна на Северном флоте — «Юрий Долгорукий». Но неслучайно «Князь Владимир», четвертый по счету и порядку сдачи, был направлен в 2018 году на государственные испытания. Финалом которых стал успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».

Дело в том, что «Князь Владимир» — это серьезная модернизация базового проекта «Борей». А именно — это в определенной степени новый проект 995А под шифром «Борей-А».

Разумеется, не все нововведения в устройство «Борея-А» раскрыты. Главные характеристики хранятся в тайне. Но что-то и открывается. К раскрытым отличиям новой модификации от базовой относятся сниженная шумность, улучшенная маневренность и удержание на глубине, а также введение новых систем управления оружием. Если шумность и маневренность — это категории примерно понятные всем, то удержанию лодки на глубине надо дать пояснение.

Подводная лодка в движении может переходить в режим циркуляции — медленного перемещения центра тяжести по дуге. При этом возникает крен лодки. Это приводит к смещению дифферента на корму. Возникает подъемная сила, выталкивающая лодку вверх. То есть она всплывает. Для компенсации этого сложного гидродинамического явления используются корректирующие воздействия при помощи отклонений носовых и кормовых рулей, изменения скорости движения, а порой к достижению устойчивости подключается и заполнение водой цистерны быстрого погружения.

То есть эти сложные гидродинамические процессы можно «успокоить» лишь при помощи виртуозного управления лодкой. На помощь ручному управлению тут приходит автоматика. Но и она не столь совершенна, чтобы полностью исключить возникновение подъемной силой. Так вот, при конструировании «Борея-А» эта задача решена максимально корректно.

Когда в КБ «Рубин» только начинался проект «Борей-А», стало известно, что одной из задач модернизации лодки может стать увеличение ее ударной мощи. Потому что наш ракетоносец по этой характеристике существенно уступает американской лодке «Огайо», которая вооружена 24-мя ракетами «Трайдент-2». У «Борея» же 16 ракет «Булава». Но при этом есть еще и проигрыш в самих ракетах.

Единственное, чего не отнять у «Булавы», так ее повышенную способность преодолевать противоракетную оборону противника. То есть она «живучее» «Трайдента-2». Но американская ракета мощнее. У нее больше максимальная дальность полета — 11000 км (7800 со всеми блоками, что хуже «Булавы» — прим.МП) против 9500 у «Булавы» (8000 при макс. нагрузке).

С забрасываемым полезным весом и того хуже — 2800 кг («Трайдент-2») против 1500 кг. От этого напрямую зависит способность к нанесению первого (или же ответного) удара с целью разрушения стратегически важных объектов противника — командных пунктов, расположенных в бункерах или в прочих сильнозащищенных инженерных сооружениях. А также пусковых шахт наземных баллистических ракет.

Вероятность таких разрушений зависит как от мощности взрыва, так и от точности попадания в цель боевого блока. У «Булавы» квадратное вероятное отклонение от цели (КВО) — 250 метров (по факту от 120 до 350 м, но это не точно, вероятно меньше ), у «Трайдента-2» — от 90 до 120 метров (от 90 до 500 метров).

Установлено, что для уничтожения защищенных целей на территории противника требуется при взрыве боеголовки создать в эпицентре избыточное давление порядка 30 атмосфер. А для особо защищенных объектов — 50 атмосфер. Установлено и то, что для разрушения ракетной шахты необходимо взорвать заряд мощностью 100 килотонн не далее, чем на расстоянии в 100 метров от цели.

При применении ракет «Булава» и «Трайдент-2» расклад получается сильно не в нашу пользу. Вероятность разрушения шестью боевыми блоками по 150 кт защищенных шахт у «Булавы» составляет 0,1. У «Трайдент-2» (8 ББ по 475 кт) — 0,5.

Правда, при этом есть некоторое, пусть и слабое, для нас утешение. Дело в том, что Россию не очень-то волнуют шахтные ракеты США «Минитмен-3», хоть их и 350 единиц. Собственно, и американцы почти махнули на них рукой. Они разработаны в 60-е годы. И производились до начала 70-х годов. В них уже два раза заменяли просроченное твердое топливо. Дважды модернизировали, насколько это было возможно. Периодически проводятся их испытательные пуски, результаты которых далеки от стопроцентной годности. У ракет «Минитмен-3» отсутствуют какие бы то ни было механизмы преодоления систем противоракетной обороны. Летят по строгой баллистической траектории на большой высоте, в связи с чем прекрасно видны издалека на экранах радаров российской системы предупреждения о ракетном нападении.

В ядерной триаде самую главную роль играют именно стратегические подводные лодки. В них Пентагон вкладывает основное «ядерное» финансирование. Поэтому-то и ракеты «Трайдент-2» наиболее совершенное в США средство доставки боевых блоков. И количество ядерных боеголовок в ВМС США существенно превышает суммарное их количества в ВВС и в Сухопутных войсках США.

А вот в России центр тяжести триады — это наземные ракеты. Но не только шахтного базирования, на которые и нацелены «Трайденты-2», но и мобильного, местоположение которых постоянно меняется.

Ударную мощь российской стратегической подводной лодки можно повысить двумя путями. Либо увеличить количество ракет на ее борту, либо повысить мощность ракет. И действительно, года полтора после объявления о начале модернизации «Борея» повсеместно, в том числе и с высоких трибун, говорилось, что ракет должно стать 20.

Однако выяснилось, что конструкторы избрали другой путь — увеличение мощности ракеты «Булава». В Московском институте теплотехники такие работы уже ведутся. Предполагается за счет увеличения размеров ракеты повысить до 12 тыс. километров ее дальность. Соответственно, возрастет и забрасываемая полезная нагрузка, как утверждают, вдвое. Таким образом, по энергетическим возможностям «Булава» сравняется с «Трайдентом-2». Но при этом сохранит преимущество по части более надежного преодоления систем ПРО.

О том, что такие работы не только ведутся, но и под них подстроена новая модификация «Борей-А» свидетельствует заявление о введении на лодке новых систем управления оружием.

Так что можно предположить, что к трем уже имеющимся «Бореям» присоединятся пять «Бореев-А», которые со временем перейдут на модернизированные ракеты, — «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский». Первая лодка, как было сказано, готова к передаче флоту, вторая спущена на воду, три строятся. Существуют контракты на строительство еще двух ракетоносцев.

PS
«Борей-А», как и весь проект 955, имеет пониженную шумность (тише у нас только лодки проекта 885 «Ясень») в различных диапазонах и обладает хорошей гидроакустической станцией, одних этих факторов достаточно, чтобы голова болела у любого противника. Ракеты «Булава» тоже сложнее сбить, чем «Трайденты-2», но в любом случае, лучше до выяснений этих вещей не доходить в реальности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *