Top.Mail.Ru
Харбин: русские корни | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

Путешествия

Харбин: русские корни

В отличие от многих китайских городов Харбин — вовсе не древний. Чуть более века истории по китайским меркам — просто взмах крыльев бабочки. Но век, который выпал на долю разросшейся железнодорожной станции, оказался драматичным. Основанный русскими скромный посад пережил дипломатические коллизии, войны и переселения народов. Харбин и поныне — самый русский из китайских городов.

Этот китайский мегаполис начинался со скромного поселка, построенного по приказу Николая II на маньчжурских болотах: в 1898 году русские железнодорожные строители основали новую станцию Трансманчжурской магистрали, возвели дома, мебель и вещи привезли из России, а для первых церквей доставили освященный лес из Вологды. К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта Китайско-Восточной железной дороги. Жители прогуливались по улицам Пекарской, Конной и Ямской, а на сценах города блистали Вера Комиссаржевская, Федор Шаляпин и Александр Вертинский.

Харбин: русские корни

После Октябрьской революции и Гражданской войны сотни тысяч русских дворян, белых солдат, офицеров и им сочувствующих осели в Харбине — последнем осколке Российской империи. К 1930 году в Харбине проживало около полутора миллионов русских эмигрантов и лишь около полумиллиона китайцев. Самый китайский из русских городов превратился в самый русский из китайских городов. Вступившие в Харбин в 1945 году советские солдаты будто очутились в царском прошлом: на улицах можно было встретить бородатых извозчиков, гимназисток, господ, приподнимающих котелки в знак приветствия, священников в черных рясах.

Пу И, последний император Китая и с 1932 по 1945 год правитель марионеточного государства Манчжоу-Го, разместил свою столицу именно в Харбине. Но после разгрома Японии и исчезновения державы Пу И исчез и русский Харбин: советские войска и чиновники, вошедшие в город в 1945 году, вытеснили русское население в СССР, в другие города и страны. Крупнейший центр русской диаспоры за рубежом постепенно превратился в китайский мегаполис с признаками русской жизни: зимой здесь на улицах едят мороженое, а во многих домах на полках стоят матрешки — на счастье.

Небольшой пешеходный участок проспекта Чунъянцзе, состоящий из русских домов постройки конца XIX — начала XX века, так и зовется — «Русская улица». Тринадцать зданий из трех десятков взяты под охрану государства: мощеный каменной брусчаткой заповедник старого, русского Харбина является идеальным местом для неспешных прогулок с заходами в кафе и магазины. Фронтоны имперских зданий давно истерты, но сквозь свежую краску проглядывают двуглавые орлы с коронами.

Харбин: русские корни

Православный Софийский собор, сохранившийся со времен строительства Трансманчжурской магистрали, ныне не действует и открыт только для туристов. Это подлинный символ Харбина: по входному билету в собор можно войти в подземную часть, где находится огромный макет всего города с освещением, крутящимся колесом обозрения и движущимися поездами. А вот Покровская церковь в византийском стиле, построенная в 1930 году, является единственным действующим православным храмом в Харбине.

Китайцы, давшие человечеству бумагу, порох и компас, до 1900 года не пробовали пива. К счастью, в этом году русский купец открыл в Харбине первую в Китае пивоварню, засеяв баварским хмелем огромные плантации в пригороде и обогнав немцев, которые завели пивзавод в порту Циндао только в 1903 году. Ныне харбинское пиво известно своим качеством во всем мире: его производит огромная корпорация с заводами в разных городах Китая. Китайцы полюбили пенный напиток от души. Согласно статистике, объемы потребления пива жителями Харбина сравнимы с показателями Мюнхена!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *