Top.Mail.Ru
РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ | Журнал "JK" Джей Кей

Журнал "JK" Джей Кей

Ежедневное информационное издание о деловой и социальной жизни

Путешествия

РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ

Чем отличаются оладьи от панкейков? Что носят в этом сезоне — мокасины или лоферы? Где купить органические продукты? В Риге все «в тренде» — ведь это хипстерская столица Европы.

Рижанка Катя Коваленко показывает на приземистые здания красного кирпича, стоящие друг за другом: «Когда-то здесь были склады грузового порта. Этот район на набережной Даугавы с XIV века служил для разгрузки судов, а во второй половине XIX столетия здесь построили вот эти тридцать пять красных амбаров. «Спикери» ведь в переводе на русский и означает «амбары».

Катя в прошлом журналист, а в настоящем — основатель латвийского бренда дизайнерских аксессуаров SOYKA, ориентированного на молодых модных интеллектуалов, тех, кого принято считать хипстерами. Она проводит для нас экскурсию по хипстерской столице Европы — именно таким титулом наградили Ригу эксперты авторитетного портала для путешественников SkyScanner.

Отправная точке путеше­ствия — квартал Спикери. В амбарах, давших ему название, когда-то хранили свой товар экспортеры рижского льна и пеньки. Одним из главных был Кузьма Мухин — про его пеньковые канаты говоковые канаты говорили, что ими можно поднять со дна Балтики любое судно. Нынешний дух района больше пришелся бы по нраву внучке купца, знаменитому скульптору Вере Мухиной. Торговую атмосферу сменила творческая, в помещениях бывших складов обосновался центр современного искусства Kim?. У этой аббревиатуры есть два варианта расшифровки: kas ir maksla? («что такое искусство?») и kas ir muzejs? («что такое музей?»). В Kim? выставляются актуальные европей­ские художники, рядом с ним концертная площадка с джазом и камерной музыкой и известный своими авангардными по­становками независимый театр Dirty Deal. Все для тех, кто хочет «быть в тренде».

РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ

Собственно, и само понятие «хипстер» изначально возникло — в Америке 1940-х из жаргонного выражения to be hip («быть в теме») — как раз для обозначения тех, кто следует трендам. Тогда это преимущественно означало слушать джаз и щегольски одеваться.

Современным хипстерам удается сочетать ценности среднего класса с интересами богемы. Они слушают инди-рок и смотрят артхаусное кино, ходят на опенэйры (музыкальные фестивали на свежем воздухе), ценят уличную еду, пьют крафтовое пиво, много путешествуют. И в оба глаза следят за новыми веяниями во всех сферах жизни.

РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ

От Спикери рукой подать до крытого Центрального рынка — одного из старейших и крупнейших в Европе. До недавних пор он не был отмечен на хипстерской карте Риги, но сейчас на площади почти в шесть гектаров затеяли грандиозную реконструкцию, после которой, как обещают, рынок станет центром притяжения креативного класса. Асфальт уже заменяют брусчаткой, по периметру прокладывают велодорожки, а рядом с торговыми павильонами хотят обустроить площадки для культурных мероприятий.

Пока Центральный меняет облик, популярно­стью богемы пользуется гораздо более камерный Калцниемский рынок в одноименном квартале района Пардаугава. Одна из концепций хипстерской идеологии — экологичность по­требления, и в нее как нельзя лучше вписывается покупка фермерских продуктов и поддержка малого бизнеса. Сезонные овощи и ягоды, крафтовый сидр, свежеиспеченный хлеб, молоко, сыр, творог, мясо, копченые угри и миноги с рыночных прилавков расходятся у хипстеров на ура.

РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ

«Самое экологичное — это вообще не покупать новых вещей», — со знанием дела говорит мне Иван, стоящий за прилавком на блошином рынке Латгалите.

Расположенный у Центрального вокзала Латгальчик, как ласково называют его русскоязычные рижане, — ветеран винтажного движения: ему уже больше тридцати лет. В последнее время здесь все чаще можно встретить богемную молодежь в поисках предметов интерьера, одежды, бытовых приборов, редких книг и грампластинок эпохи 1970-х и 1980-х.

«Не макароны, а макаруны». — «Да нет же, макаруны — это кокосовые, а это как раз макароны, как те макароны, которые паста. И ничего смешного!» За столиком в кафе arbOOz спорят об ассортименте парень и девушка лет двадцати. У модной молодежи заведение известного в Риге кондитера Карины Красовицкой проходит по разряду «обязательных для посещения». Вместо банальных десертов в меню здесь десяток видов тех самых макаронов, капкейки и торты с кремю (эта начинка — нечто среднее между кремом и муссом).

Выпив в arbOOz по чашке капучино, можно отправляться на улицу Мира — средоточие хипстеров в городе хипстеров. Кажется, что кроме них здесь больше вообще никого нет. В кафе Miera — выпечка для веганов, рядом чайная лавка ILLUSEUMкофейня Rocket Bean Roastery и богемное DAD Café, где играют джаз. По сосед­ству открыты ателье экоодежды, велосипедная мастерская, студия керамики и парикмахерская Melnais Knabis (в переводе — «Черный клюв»), в которой работает пункт книгообмена: клиенты могут оставить здесь прочитанную книгу и взять взамен новую.

РИГА: ХИПСТЕРСКАЯ СТОЛИЦА ЕВРОПЫ

Ее владелец Влад Савельев собирает латвийскую живопись и проводит в своем заведении поэтические чтения. Такое соединение пристального внимания к внешним атрибутам (стригут в «Черном клюве» по последней моде) и к культуре идеально отражает суть хипстерства, говорят завсегдатаи Melnais Knabis, которым не нравится, когда их упрекают в чрезмерном интересе к форме в ущерб содержанию.

Впрочем, компактными зонами хипстерское пространство не ограничивается. Модные заведения разбросаны по всему городу. Кафе MiiT, куда можно заезжать на велосипеде, аюрведиче­ское заведение Rama, интеллектуальный бар Chomskyмодные марки NARCISS, NÓLÓ и Paviljons, — эти названия на слуху не только у рижан. Их знают туристы из России и Европы. И если раньше они приезжали погулять по старой Риге, то сегодня все чаще едут посмотреть на Ригу новую — «задающую тренды».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *