10 научно-фантастических книг: современных и классических
Об ученых, будущем человечества, бессмертии и технологиях.
1. Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Трудно быть богом, книга, имеющая динамический и увлекательно развивающийся сюжет ее можно уверенно отнести к жанру и космических приключений и психологической фантастики. Ведь основной дилеммой главного героя является психологические противоречия, как оставаясь беспристрастным ученым-наблюдателем и одновременно не утерять способность разума сопереживать близкому, сохранить, свою человеческую сущность? Оснащенный техническими новшествами не доступными жителям изучаемой планеты. Наш герой — исследователь не может их использовать, ведь тогда процесс исторического генезиса общества может нарушиться.
2. Нил Стивенсон «Анафем»
Мир, в котором что-то случилось — и Земля, которую теперь называют Арбом, вернулась к средневековью. Теперь ученые, однажды уже принесшие человечеству ужасное зло, становятся монахами, а сама наука полностью отделяется от повседневной жизни. Фраа Эразмас — молодой монах-инак из обители (теперь их называют концентами) светителя Эдхара — прибежища математиков, философов и ученых, защищенного от соблазнов и злодейств внешнего, светского мира — экстрамуроса — толстыми монастырскими стенами.Но раз в десять лет наступает аперт — день, когда монахам-ученым разрешается выйти за ворота обители, а любопытствующим мирянам — войти внутрь. И однажды в день аперт приходит беда. Беда, ставящая мир на грань катастрофы. Беда, которую возможно будет предотвратить лишь совместными усилиями инаков и экстов…
3. А.Г. Эверс «За пределом. Инструкция к бессмертию»
Фантастическая история об открытии лекарства от смерти и преодолении всех преград физического существования. О неизбежно надвигающемся конце, который ожидает каждого. О борьбе за жизнь. О мечте и страхе. Глория попытается сделать то, чего хотят почти все, — обыграть смерть. Человечеству давно пора преодолеть смерть, но до сих пор люди выбирают неправильные инструменты для этого. Философия, религия, мысленные ловушки. Победа должна быть физической, а не духовной. И Глория намерена достичь своей цели.
4. Айзек Азимов «Я, робот»
В течение пятидесяти лет робопсихолог доктор Сьюзен Кэлвин наблюдала, как прогресс человечества меняет направление и совершает рынок вперед — к новому миру, где роботы стали привычной частью человеческого общества, к миру, который уже не может существовать без механических слуг.Центральное место в романе «Я, робот» занимают сформулированные Азимовым три закона робототехники — набор правил для обеспечения безопасности в его вымышленной реальности, которые писатель неоднократно использует и в других своих романах.
5. Филип К. Дик «Убик»
Мир «Убика» – это мир будущего, в котором существуют могущественные корпорации телепатов и антителепатов, ведущие между собой постоянную войну. Но это и мир прошлого, в котором время идет вспять, съедая людей и созданные ими вещи еще до того, как они появились на свет. Наконец, это мир по ту сторону жизни, мир мораториумов, в стеклянных гробах которых веками лежат замороженные люди; в глубинах их сознания еще теплится разум – они мыслят, чувствуют, страдают, общаются между собой и внешним миром и – пытаются выжить, выжить любой ценой.
6. Клиффорд Саймак «Город»
Куда приведет человека развитие цивилизации и безумная жажда власти над природой и себе подобными? Какими будут последствия применения новейших технологий и создания все более разрушительных видов оружия? А что, если когда-либо в будущем обитателям Земли придется все начинать заново? Кто будет в ответе за судьбы мира?
7. Чарлз Стросс «Палимпсест»
Человечество может только одно: потратить невосполнимые (и медленновосполнимые) ресурсы и вымереть. Если помочь ему возродиться, то этот цикл лишь повторится ещё раз. Организация, называющая себя Стазисом, снова и снова возрождает человечество. Пусть Солнце исчерпает запасы водорода, пусть Млечный Путь столкнётся с M31, всё это лишь временные трудности для инженеров Стазиса. Главное для Стазиса — существование самого человечества (и возможность возродить цивилизацию после очередного упадка). Но какова финальная цель всех этих возрождений? Есть ли она вообще?
8. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
«О дивный новый мир» — изысканная и остроумная антиутопия о генетически программируемом «обществе потребления», в котором разворачивается трагическая история Дикаря — «Гамлета» этого мира. Роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932) – одна из классических антиутопий. Разделенное на касты общество потребления не признает отклонения от выработанной нормы, поэтому никак не может вписаться в него тот, кто еще сохранил в себе остатки человечности – Дикарь.
9. Филипп Хосе Фармер «Восстаньте из праха»
В романе «Восстаньте из праха» описана достаточно простая идея: что будет, если каждый, кто когда-либо жил на Земле, воскреснет? Шедевр Фармера, открывающий цикл «Мир реки», повествует о взаимодействии и приключениях как вымышленных персонажей, так и важнейших исторических деятелей.
10. Уильям Гибсон «Нейромант»
Кейс, бывший хакер и кибер-вор, потерял способность входить в киберпространство. Но однажды его способности возвращаются к нему в результате чудесного стечения обстоятельств. Его нанимает таинственный человек по имени Армитидж, но по ходу миссии Кейс обнаруживает, что кто-то — или что-то — продолжает дёргать за ниточки.